На главную



Rambler's Top100

Послеоктябрьское творчество Новикова.


О жизни и творчестве И.А.Новикова. Страница 8.


Вместе с другими советскими писателями Иван Алексеевич Новиков воодушевленно откликнулся на призыв М. Горького смело вторгаться в жизнь, художественно отображать происходящие изменения, становление нового человека. С глубоким вниманием и огромной внутренней заинтересованностью изучал он трудовые будни Страны Советов, ездил по городам и селам. Как агронома и коренного сельского жителя, его особенно интересовали социалистические преобразования в деревне. В цикле очерков «Живое кольцо» (1933) он знакомит читателей с людьми пригородных подсобных хозяйств, создававшихся в тридцатые годы, с их победами и неудачами, радостями и тревогами. Изучив жизнь крупного птицеводческого совхоза одного из южных районов, Новиков пишет роман «Страна Лекхорн» (1933), в котором создает образы людей нового общества, мужающих в схватке со старым и отжившим миром, исследует сложные противоречия того времени.

Этой же теме посвящена и повесть «Красная смородина». В ней писатель показывает глухую, порой переходящую в открытую борьбу врагов Советской власти с новыми людьми, такими, как славная русская девушка Даша — достойная наследница героинь дореволюционных произведений Ивана Алексеевича Новикова — Душки, Настеньки, Васюты. Возврату в страшный мир хищников, куда ее пытаются затащить, Даша предпочитает смерть. В поэтическом образе Даши, в ее поведении Новиков раскрывает истоки морали советского человека. Не случайное барское происхождение, а трудовая, новая жизнь, воспитавшая эту девушку, чувство советской родины, преданность родной земле определяют ее мировоззрение и поступки.

В послеоктябрьском творчестве Новикова более широким становится диапазон видения жизни. Здесь и вопросы взаимоотношения искусства и жизни («Вечер в театре», 1917), и вера в человека, в его лучшие качества («Вор», 1918), и всегда волновавшая автора тема любви, со всей ее сложностью, драматизмом и очищающей красотой («Жаркий день», 1928, «С севера — на север!», 1929, «Рассказ о прохожем», 1940), мысли о неистребимости в человеческой душе милосердия и самоотверженности («Белая зима», 1922). Об этом же и написанный в жанре сказки-были рассказ «Ласточка-парус»(1926), заканчивающийся таким характерным для Новикова нравственным выводом:
«А ежели б в мире добро и красота самопогибли ради другого, если бы это осталось на долю одной только сказки и перестало быть реальностью в мире — кончился б мир».
В 20-е годы Иван Алексеевич много и с большой любовью пишет о детях и для детей. Упомянем такие его рассказы, как «Аркадий Петрович и мышь» (1920), «Петькина удача» (1925).

Возвращаясь к событиям дореволюционных лет и осмысливая их с позиций нового времени, писатель работает и над рассказами на историческую тему. Один из них — «Хитрое перо» (1939) — воскрес шает давнюю историю из мрачных российских времен, про которые говаривали, что «кривду только и вышибешь кривдой же, а голенькой правде не жить!». «Хитрым пером» удалось обойти нелепые, бесчеловечные законы царской России и помочь невинно пострадавшей от произвола судебных крючкотворов женщине и ее детям, Примечателен для написанных в советские годы произведений Новикова рассказ «Серебряная свадьба» (1926). Писателю в его странствиях по обновленной России встретилась необычная семья интеллигентов, переехавших из города в деревню и заживших там простой, трудовой, а потому и счастливой для них крестьянской жизнью. Счастливой вдвойне оттого, что и окружающим их людям они приносят пользу — просвещают и лечат местных крестьян. «Хождение в народ...,— размышляет автор об этих удивительных людях.— Нет, не хождение в народ... Что-то другое: возвращение к народу».

О жизни и творчестве И. А. Новикова.
Талант и совесть > Формирование > Долг > Характеры > Мера > Вещи > Всем существом > Послеоктябрьское > История > Пушкин > Человек таланта >


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


10.07.2009, 16:33. Я. Волков.