На главную



Rambler's Top100

Постройки Растрелли.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Архитектура петровского Петербурга являлась сплавом исконно русских художественных традиций с формальными элементами, привнесенными из Западной Европы. Тем не менее русские, французские, немецкие, итальянские и голландские архитекторы строили на берегах Невы «на русский манер», и все здания той поры имели общие художественные черты, которые определили характер петровского барокко.

Рисунок Петропавловской крепости
Петропавловская крепость и собор. ГВАХ.

Важно отметить то, что уже тогда в рамках декоративного, но специфически петербургского стиля прослеживались художественные черты рационалистического направления. Они были полностью забыты в период расцвета стиля барокко и затем, в годы, предшествовавшие приезду Кваренги, проявились вновь, придя на смену отмершему декоративному направлению.

Стиль пышного барокко был принципиально чужд Кваренги. Он не разделял взглядов тех архитекторов, которые, следуя творческим порывам, в угоду декоративной сущности формы, не всегда подчинялись законам, проверенным опытом древних и зодчих эпохи Возрождения. И все же Кваренги с уважением относился к творчеству своего соплеменника, архитектора Растрелли. Его произведения он видел и в столице, и в дворцовых пригородах — Царском Селе и Петергофе.

Бытует предание о том, что, когда Кваренги проходил мимо ансамбля Смольного монастыря и смотрел на гармонически слаженное пятиглавие собора с большим куполом, компактно сжатым четырьмя изящными башенками, он снимал шляпу и говорил уважительно и восторженно: «Вот это храм!».

Мост через реку Фонтанку
Мост через реку Фонтанку на Московской дороге. ГВАХ.

Однако из произведений Растрелли Кваренги в рисунках запечатлел с достаточной тщательностью и достоверностью лишь северный фасад дворца Строганова в ансамбле застройки еще не сложившегося перекрестка Невской першпективы с рекой Мойкой да фрагментарно, вторым планом — Смольный собор, тогда как главное здание столицы — Зимний дворец и существовавший тогда у Марсова поля Летний дворец он включил в композиции рисунков в качестве дальнего плана в виде легких набросков, в которых лишь угадываются архитектурные образы, созданные Растрелли. На прекрасной по широте и глубине взгляда центрально-осевой панораме с видом Петергофского ансамбля со стороны Финского залива Большой дворец нарисован правдиво, но обобщенно, как дальний план торжественной фонтанной феерии. Архитектуру барокко Кваренги игнорировал не потому, что его затрудняла передача сложных форм декоративных деталей зданий. Для него трудностей в рисунке не существовало, и это блестяще подтверждают и изображения петергофского дворцового храма, и московской церкви XVII в., в образе которой Кваренги, быть может, искал источник русских национальных черт произведений Растрелли. Таков изображенный им Успенский семиглавый храм на Покровке (1695—1699, зодчий Петр Потапов; ныне не существует). Кваренги совместил в одном рисунке сооружения, находившиеся в разных частях Москвы: церковь Успения на Покровке и на втором плане — великолепный барочный особняк сибирского воеводы князя М. П. Гагарина (начало XVIII в.). Разновременные сооружения роднит декоративная пластичность, развитая в произведениях барокко Растрелли и продолжающая художественную традицию Москвы XVII в.

Река Мойка у Невского проспекта
Река Мойка у Невского проспекта. ГВАХ.

Постройки Растрелли предстали перед Кваренги в своем национально-русском обличье. Они решительно отличались от всех итальянских образцов стиля барокко, чередой проходивших перед взором зодчего в течение ряда лет его странствований по городам Италии и больше всего в период его жизни в Риме. В России же он видел пластические полихромные здания с ясно очерченными силуэтами башен — колоколен и многоглавых храмов с позолоченными верхами. И когда позднее Кваренги получил возможность посещать древнюю столицу Руси, он в поисках истоков петербургского зодчества штудировал характерные и замечательные постройки Москвы, в которых увидел присущее русским людям понимание прекрасного.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 14.04.2010, 19:17.