На главную



Rambler's Top100

Признание в художественных кругах.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Сохранился кваренгиевский фиксационный чертеж античного римского театра. Его опубликовал сам зодчий в гравированном издании 1787 г., посвященном Эрмитажному театру в Петербурге [132]. Ныне известен оригинальный чертеж, выполненный Кваренги в отмывке. Этот чертеж, как и исполненный Кваренги фиксационный план виллы папы Юлия III близ Рима — одного из лучших произведений современника Палладио — архитектора Джакомо Бароцци Виньолы (1507—1573),— подтверждение слов зодчего в письме к Маркези о том, что после ознакомления с трактатом Палладио он стал неустанно изучать выдающиеся произведения архитектуры Рима.

Руины дворца Диоклетиана в Спалатто
Руины дворца Диоклетиана в Спалатто. ГВАХ.

Студия римских памятников архитектуры заключалась в тщательных зарисовках и обмерах. Характер рисунков изменился, изображения стали более достоверными и внимательно проработанными, хотя прежнюю манеру беглых зарисовок он не оставил. Примером тщательных зарисовок может служить вдохновенное изображение двора Фарнезе, выдающегося творения XVI в. архитекторов А. Сангало и Микеланджело. Знание законов построения архитектурной перспективы раскрывает линейная основа рисунка глубокого интерьера какой-то галереи, оставшегося незавершенным.

Способность закреплять в сознании множество архитектурных образов, творческая, ищущая натура Кваренги подтолкнули его к выполнению произвольных перспективных композиций на римские темы. В миланском Музее Сфорцеско 6 сохранился ряд подобных рисунков, подписанных зодчим, раскрывающих еще одну сторону его дарования — фантаста-декоратора. Нет сомнения в том, что идея подобных композиций навеяна офортами Пиранези, а также перспективами улиц на сцене театра Олимпико в Виченце. Рисунки, подобные изображениям театральных улиц, имеют совершенно реально представленный первый план, подчеркнутый монументальными архитектурными образами триумфальных арок, колонн, фрагментов зданий, и глубокую перспективу с двусторонней застройкой, растворяющейся в природном ландшафте далеко в глубине картины.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Подобные рисунки, которые Кваренги показывал друзьям и знакомым, способствовали его популярности в художественных кругах Рима и среди иностранцев, ищущих возможность недорого разместить архитектурные заказы. Наконец, Кваренги смог испробовать свои творческие силы на реальных архитектурных зданиях. В конце 1760-х гг. от ирландского скульптора Кристофера Юкстона, совершенствовавшегося в Риме, он получил заказ на проекты двух особняков «для английских господ» и выполнил поручение с успехом «к удовольствию названных господ». После этого он исполнил проекты каминов, а также таких утилитарных зданий, как склады, тоже для англичан. Судьба этих проектов пока остается неизвестной.

Двор римского палаццо эпохи Возрождения
Двор римского палаццо эпохи Возрождения. Частное собрание М. Скотти-Перего.

Затем Кваренги получил признание и у итальянских заказчиков. Быть может, помня желание юного Кваренги уйти в Бенедиктинский монастырь, этот орден обратился к молодому зодчему с поручением перестроить интерьер их старинного храма св. Сколастики в Субиако, близ Рима.

В письме к Маркези Кваренги писал: «Более значительным по сравнению с проектом для Англии было задание, которое я получил в 1770 г. от монахов-бенедиктинцев и в котором они просили обновить их старую церковь Сайта Сколастика. Я должен буду преодолеть большие трудности, прежде чем прийти к какому-либо решению, поскольку мне было поставлено условие не трогать пи одного камня прежней постройки, хотя во всей церкви не было ни одной части, которая соответствовала бы другой. После тщательного изучения постройки и большого количества потраченных усилий я, наконец, составил проект новой церкви внутри старой» [130, с. 13].

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 11.04.2010, 22:11.