На главную



Rambler's Top100

Проекты и постройки.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Глава 5

Проекты и постройки



Кваренги проектировал и строил сооружения, необходимость в которых была продиктована требованиями жизни на том этапе исторического развития России, когда развивалась творческая деятельность зодчего. Его заказчиками были правительство, придворный круг, частные владельцы — помещики, дворяне и купечество.

Для удобства рассмотрения творческой практики Кваренги все многообразие архитектурной тематики проектов и построек сосредоточено по типологическим группам, начиная с той, которая ярко характеризует процесс социально-экономического развития России в конце XVIII — начале XIX вв.

Торговые и финансовые сооружения

К концу XVIII в. дальнейшее развитие производительных сил ускорило процесс хозяйственной специализации районов России, рост мануфактурного производства и развитие товарно-денежных отношений. В рамки всероссийского рынка были вовлечены новые районы страны (Юг, Сибирь); повсеместно возникали торговые центры с ярмарками. Проблема постройки крупных финансовых и торговых сооружений приобрела большую актуальность. К ее решению и был привлечен Кваренги, по проектам которого в первое десятилетие после его приезда в Россию выстроен ряд сооружений. Среди них важное значение имеет ансамбль Ассигнационного банка (1783—1790) в Петербурге.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

В июле 1782 г. последовал указ Екатерины II: на пустыре, образовавшемся на месте сгоревшего дотла деревянного Морского рынка, выстроить по проекту архитектора Кваренги здание Государственного ассигнационного банка, а в 1791 г. появился альбом из восьми гравированных чертежей уже осуществленного важнейшего для Петербурга той поры монументального ансамбля. Чертежи альбома (планы, разрезы, фасады, ограда) дают почти полное представление об удивительном архитектурном произведении. Оригинальные чертежи лишь немногим дополняют гравированное издание.

Портик Ассигнационного банка
Портик Ассигнационного банка и памятник Д. Кваренги. Фото 1978 год.

Здание сочетает административную и утилитарную функции. Архитектор необыкновенно продуманно разработал оригинальную общую плановую композицию, искусно вписав ее в пределы участка неправильной формы, ограниченного Садовой улицей, каналом (ныне Грибоедова) и поперечными переулками. Общегосударственное значение банковского здания побудило автора придать трехэтажному административному корпусу величественный характер, ориентировать его на городскую магистраль и колонными одноэтажными сквозными галереями связать его с концами великолепного подковообразного корпуса денежных кладовых. Это позволило Кваренги со стороны Садовой улицы создать излюбленную им палладианскую схему композиции главного фасада с парадным двором, фланкируемым крыльями дугообразного корпуса. В его торцах он разместил караульни (кордегардии).

Часть ограды Ассигнационного банка
Часть ограды Ассигнационного банка. 1783 год. Эскиз. ГББ.

Если административный корпус акцентирован прекрасным шестиколонным портиком коринфского ордера с фронтоном и статуями, поднятым над первым, утяжеленным рустовкой, этажом, то полутораэтажные кордегардии подчеркнуты дорическим ордером с эффектными лоджиями в пределах трех средних пролетов. Лоджии защищали от дождя и снега сменную охрану, выжидавшую своей очереди в кордегардиях. Характерно, что, используя дорический ордер, Кваренги не был рабом канонических членений, и, чтобы придать торцам дугообразного хранилища ценностей большую монументальность, он из системы ордера исключил фриз, обогатив архитрав сочным лепным орнаментом, «крамольно» прервав его над лоджиями. Фронтоны административного корпуса и кордегардий были заполнены лепными изображениями герба Российской империи.

Вторая часть ограды банка в Петербурге
Эскиз второй части Ассигнационного банка. 1783 год.

Участок был охвачен глухой кирпичной стеной, расчлененной на звенья с плоскими арочными нишами. Только почетный двор перед главным фасадом отделила от улицы сквозная ограда с воротами и каменными устоями. Правление банка неоднократно рассматривало варианты проектов ограды, добиваясь от автора большей строгости ее рисунка, отвергая излишества: «...фигуры сверху и снизу среднего бордюра, да и в самом низу все прочие штуки отставить, а просто четырехгранные бруски утвердить..., копья сделать железные, а от них идущие кисти и другие притом явствующие украшения, равно как и в среднем бордюре круглые фигуры, сделать из бронзы» [4, с. 48].

В гравированном альбоме 1791 г. автор опубликовал один из промежуточных вариантов проекта ограды. Таким образом, осуществленная ограда явилась результатом многократного варьирования поначалу сложного рисунка, который архитектор под натиском заказчика освободил от излишних декоративных усложнений и, в конце концов, привел проект к классически строгому и художественно выразительному решению. Несомненно, замечательная по красоте и общей гармонии ограда Летнего сада в те годы уже была эталоном прекрасного в этом жанре и для заказчиков и для Кваренги. Ведь не случайно же он штудировал в собственноручном чертеже ограду Летнего сада.

По западной и северной границам участка Кваренги разместил хозяйственное и жилое строения. Таким банковский комплекс представлен на генеральном плане с видом крыш всех зданий, совмещенном с чертежом главного фасада (без ограды). В пространственном решении этого ансамбля еще заметна тенденция к изоляции от городской планировочной структуры, в чем проявилось архитектурное мышление зодчего XVIII в.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 12.05.2010, 20:12.