На главную



Rambler's Top100

Пролог.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Творческий взлет великого архитектора Джакомо Кваренги совпал со временем расцвета архитектуры классицизма в России в конце XVIII — начале XIX вв. Произведения Кваренги органически вписались в застройку Петербурга и в значительной степени определили его художественный облик, придав архитектуре русской столицы величественность и классическую строгость.

Вид на Бергамо
Вид на Бергамо. 1975 год.

Активная творческая деятельность Кваренги в России на протяжении более тридцати лет оставила значительный след не только в Петербурге, но и в Москве, и на периферии страны, где в городах и поместьях возводились по его проектам усадебные дворцы и общественные здания.

Воспитанный на художественном наследии античности и эпохи Возрождения, итальянец по происхождению, Джакомо Кваренги полностью ассимилировался в России и вошел в число лучших русских зодчих — создателей шедевров строгого классицизма, таких, как В. И. Баженов, И. Е. Старов, Н. А. Львов и М. Ф. Казаков. Помимо десятков сохранившихся архитектурных произведенией Кваренги, ныне известны многие сотни листов его графического наследия, хранящихся и в России, и в еще большем числе — за рубежом. Среди них — бесценные рисунки и проекты осуществленных сооружений, а также запечатленные в чертежах несбывшиеся замыслы. Интересны эскизы и многочисленные наброски, фантазии, позволяющие понять творческий метод зодчего. Как художник Кваренги оставил многие десятки рисунков с изображениями Рима, Петербурга, Москвы и других мест, являющихся ныне чрезвычайно важными документами истории и архитектуры.Характер художественного мышления Кваренги весьма поучителен; он раскрывает методику поисков архитектурного образа, существо которой сохраняет актуальность и в современной архитектурной практике.

Доступность огромного графического и эпистолярного наследия Кваренги, хранящегося ныне в музеях, архивах и частных собраниях ряда европейских стран, позволяет осуществлять глубокие исследования, необходимые в связи с неотложными задачами сохранения и реставрации произведений зодчего. Это и предопределило появление данной монографии. Автор считает необходимым назвать организации и лиц как в СССР, так и за рубежом, способствовавших подготовке данного исследования. Основное графическое наследство Джакомо Кваренги в СССР сосредоточено в Ленинграде: в отделе рисунка Государственного Эрмитажа, в Государственном Музее истории Ленинграда, в Научно-исследовательском музее Академии художеств СССР, Государственном Русском музее и Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. В Москве документы хранятся в Государственном научно-исследовательском музее русской архитектуры им. А. В. Щусева, в Государственном Историческом музее, в Государственной Третьяковской галерее и дворцах-музеях «Архангельское» и «Останкино». Названные организации беспрепятственно предоставили автору все нужные ему для использования в исследовании материалы, касающиеся Кваренги.

Силуэты Бергамо
Силуэты Бергамо 1975 г.

Охотно откликнулись на просьбы автора и любезно предоставили материалы, хранящиеся в их собраниях, Городская библиотека им. Анджело Май в Бергамо (Италия) в лице ее директора Луиджи Кьёди, Академия Каррара в Бергамо во главе с президентом Карло Пезенти, Национальная академия св. Луки в Риме (президент Вирджилио Гуцци). Фоторепродукции чертежей и рисунков Кваренги прислали автору из своих коллекций жители Бергамо Мария Скотти-Перего, Сандро Анжелини, Сильвио Пичинелли, Джулио Локателли. Постоянное содействие в работе оказывали профессора Северино Читаристи, Сандро Анжелини, Ванни Занелла, Несторио Сакки из Бергамо. Миланский Музей Сфорцеско предоставил возможность пересъемки вновь выявленных там в коллекции Бертарелли чертежей и рисунков Кваренги. В Венеции неизменное содействие оказывали профессора Елена Басси и Франческо Валкановер, которые с разрешения президента Венецианской академии художеств Анджело Скатолин помогли автору получить фотокопии хранящихся в Академии графических материалов Кваренги. Институт истории искусств Фондационе Чини в Венеции, музеи в Бассано, Виченце и Субиако также не отказали в предоставлении своих материалов, что дало возможность автору охватить почти все графическое наследие Джакомо Кваренги, хранящееся ныне в Италии.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Потомки Кваренги предоставили автору семейную реликвию — ранее неизвестный портрет Джакомо Кваренги, который открывает данную книгу. Столь же любезно отозвались на обращение автора инженер Нардо Адамини из Бигоыьо (Швейцария), Королевский институт британских архитекторов и коллекционер Альберт Ричардсон из Лондона, библиотека Королевской академии художеств и государственный архив в Стокгольме, Национальный музей в Варшаве, библиотека Варшавского университета, Музей Альбертина в Вене и, наконец, Библиотека искусств Государственного музея прусской культуры в Берлине.

Всем этим организациям и лицам автор выражает глубокую признательность за содействие появлению монографии о Кваренги — архитекторе и художнике.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. СТРОЙ-ИЗДАТ.. 11.04.2010, 17:44.