На главную



Rambler's Top100

Публикации проектов Кваренги.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Насколько можно судить по альбому 1810 г., Кваренги рассчитывал продолжить публикацию своих проектов, тем более что число их было велико. Однако осуществить это намерение он не успел. Тот факт, что зодчий подготавливал или, во всяком случае, задумывал издание следующего тома, подтверждает ряд чертежей, выполненных в линиях (для гравирования) и хранящихся в миланском собрании Бертарелли (МСМБ). В частности, там хранятся чертежи круглого павильона для Царскосельского парка, не осуществленного по причине смерти Екатерины II, о чем указано на чертежах с пометкой "не публиковать". Другие же чертежи помечены - "публиковать". План и фасад круглого храма Александра Невского, выполненные в штрихах, подготовленные для гранирования, зодчий решил не издавать и пометил "не издавать".  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Большинство гравюр с его чертежей выполнил один из лучших русских граверов И. И. Колпаков (1771-1840), однако, как было сказано, сам Кваренги тоже с большим интересом переводил в гравюру некоторые наиболее любимые им проекты. В одном из писем зодчий пишет, что дал "чертеж для гравирования Кошкину" [104, с.45]. Е.И. Кошкин (1761-1836) был гравером, работы которого отмечены в справочнике Д. А. Ровинского, однако среди них не названы чертежи Кваренги. Собственноручное же указание Кваренгипозволяет сделать заключение, что резцу Кошкина принадлежит часть неподписанных граваюр с чертежей зодчего, о которых Г. Г. Гримм писал, что "неподписанные гравюры выполнены несколькими лицами" [25, с. 137].

После кончины Джакомо Кваренги его сын Джулио, тоже архитектор, в 1821 г. в Милане опубликовал гравированный альбом с архитектурными чертежами отца, включив в него листы из прижизненного издания 1810 г. и дополнив альбом листом с павильоном-руиной в парке Безбородко и 25 чертежей, характеризующими восемь проектов: триумфальных ворот на Петергофской дороге, Александровского дворца в Царском селе, московских дворцов Шереметева на Никольской улице и Безбородко на Воронцовом поле, мюнхенского манежа, театра в Бассано, загородного дворца Стединга в Швеции и отделки парадной столовой во дворце моденской принцессы в Вене.

Проект дворца Шереметева в Китай-городе
Проект дворца Шереметева в Китай-городе, в Москве. Сер. 1780-х гг. Фасады и план. ОМ.

Наконец, к столетию со дня рождения зодчего Джулио Кваренги в 1844 г. предпринял новое издание работ отца, но уже в двух томах. Первый том явился повторением издания 1821 г., а во второй том включены 24 проекта, представленные на 65 листах. среди них Джулио опубликовал проекты: Ассигнационного банка, торговой галереи на Невском проспекте, торговых рядов в Чернышевом переулке, Большого театра, Английской церкви, дворца Юсупова на Фонтанке, обсерватории в Пулкове, открытого бассейна, моста и павильона "Концертный зал" в Царскосельском парке, госпиталя с церковью в Павловске, двух церквей в Федоровском посаде и Московской Славянке, неосуществленного моста с галереей в гатчинском парке, оранжереи Александра Павловича в Царском Селе, храма-памятника Отечественной войне 1812 года для Москвы, ростральной колонны в честь победы при Роченсальме, четырех торговых галерей, трех павильонов, бани и моста в неустановленных местах.

Таким образом, выявленно в 158 гравюр, характеризующих 51 проект Кваренги. Таково гравированное наследие проектных чертежей зодчего, большинство из которых сохранилось в оригиналах в оригиналах в хранилищах нашей страны и Италии.

Творческий успех Кваренги в большой степени зависел от его искусства подбирать исполнителей своих художественных замыслов: архитекторов, каменщиков, лепщиков, художников-декораторов. Этому вопросу он придавал очень большое значение и вскоре после приезда в Россию писал Екатерине II: ...«поскольку Ваше величество удостаивает меня чести поручить мне заказы, я прошу о том, чтобы мне была предоставлена возможность иметь достаточное количество артистов, которые исполняли бы мои указания» [104, с. 46].

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 26.04.2010, 15:45.