На главную



Rambler's Top100

Путешествие Кваренги по Германии и южной Франции.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


В XVII—XVIII вв. передовая роль в Западной Европе принадлежала английским и французским зодчим. В Англии со времени Иниго Джонса (1573— 1651) архитектура развивалась под знаком палладианства, и творчество выдающихся современников Кваренги братьев Адам — Роберта (1728— 1792) и Джеймса (1730—1794) было логическим продолжением этого процесса. Купить лепнину.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Архитектура Франции почти целое столетие, с момента победы Клода Перро в конкурсе на проект восточного фасада Лувра (1664), характеризовалась дуализмом, сосуществованием трансформирующегося барокко и утверждающегося классицизма, чему активно способствовала учрежденная еще в 1671 г. Королевская академия архитектуры во главе с выдающимся теоретиком и поборником классического наследия древности и периода Возрождения Франсуа Блонделем (1618— 1686).

В середине XVIII в. классицизм во Франции стал одним из проявлений идеологии грядущей буржуазной революции. В римский период жизни внимание Кваренги привлекали представители французского классицизма Шарль Девайи (1729 — 1798), Жак Гондуен (1737-1818), Антуан-Франсуа Пейр (1739—1823), Жак-Анж Габриель (1698—1782) и, наконец, Клод-Николя Леду (1736 — 1806), известные в Италии благодаря деятельности Французской академии в Риме. С некоторыми представителями французского классицизма Кваренги был знаком лично.

В письме к Маркези Кваренги сообщал о странствованиях по Италии с целью изучения «красот, которые только можно увидеть», а его рисунки раскрывают, что же имел в виду зодчий, говоря о красотах. Это, прежде всего, античные остатки или произведения архитектуры эпохи Возрождения. Зодчий совершил три путешествия по Италии, о которых он добросовестно написал в письме. Однако о поездках за пределы Италии мы не находим даже упоминания. А такие поездки, несомненно, имели место, и вероятнее всего — в 1770-х гг. Именно в эти годы положение Кваренги как архитектора упрочилось. Теперь он мог оставить жену с ребенком на попечении родителей в Бергамо и отправиться за рубеж — на Лазурный берег и юг Франции. Он мог подняться в Тироль, Западную Австрию и оттуда — в Баварию.

Это путешествие (одно или несколько) подтверждают рисунки с собственноручными надписями. Рисунки выполнены в виде беглых путевых набросков, в манере, выработавшейся у художника во время его странствований по Италии. В близком к Северной Италии государстве Монако зодчего интересовала необычная для него архитектура. Художник нарисовал Китайский домик в Английском саду Монако. Это был пример своеобразной стилизации китайщины и отражал увлечение ею, начавшееся в Англии благодаря трудам У. Чемберса (1727 — 1796), издавшего исследование, посвященное архитектуре Китая (1757).

Островерхая постройка на берегу озера в окрестностях города Монако показана на живописном полихромном рисунке. Как воспоминание о пребывании в Австрии (Тироль и Зальцбург) и Баварии сохранились аннотированные самим Кваренги рисунки с изображениями холмистых пейзажей.

Швабинг близ Монако
Швабинг, близ Монако. ГББ.

Под впечатлением осмотра мощных руин триумфального памятника «Альпийские трофеи», воздвигнутого римским императором Августом на французском побережье Средиземного моря в Латюрби, Кваренги не только зарисовал эти руины, но и разработал проект реконструкции величетвенного мемориального памятника. Вспомним, что изучением античных остатков на юге Франции занимался до этого Клериссо. Можно предположить, что Кваренги, находившийся под его влиянием, именно потому и работал над этим античным монументом с таким усердием.

Изображение классицистического особняка Салаберт свидетельствует о посещении Кваренги южной Франции — округа Бордо, где в те годы развивалась деятельность архитектора Виктора Луи (1735 — 1810). По проекту последнего в 775 г. в Бордо был заложен общественный театр, архитектура которого стала предметом широкого "осуждения. Мимо такого важного события в жизни юга Франции Кваренги пройти не мог, тем более что тема театра в то время ему была очень близка.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 13.04.2010, 21:50.