На главную



Rambler's Top100

Работа Чаплина на "фабрике смеха".



Пантомима про футбольный матч.


Юному Чаплину неоднократно приходилось присутствовать на гастролях Литтл Тича, мастерство которого он оценивал очень высоко. Эдна Первиэнс, в течени десяти лет снимавшаяся у Чаплина, вспоминала в разговоре с Робером Флорей, что Чарли, используя свои непомерно большие ботинки, очень часто проделывал трюки а lа Литтл Тич.

«Невозможно избежать ассоциативного сближения Дена Лейно и Чарли Чаплина,— пишет Пайн.— Физически и психологически между ними много общего. Оба — выходцы из лондонских трущоб, оба от рождения были одарены фантастическими способностями к перевоплощению и прямо-таки мистической силой артистического внушения».

Изучая мастерство труппы Дена Лейно, посещая спектакли Литтл Тича, Чаплин совершенствовал свое, несомненно унаследованное от матери, пантомимическое искусство.

«Я часто спрашиваю себя,— писал Чаплин впоследствии,— не обязан ли я своим успехом в пантомиме дару, переданному мне моей матерью? Она была исключительной мимисткой. Она часто целые часы простаивала у окна нашей комнаты на Кеннингтон-Род, наблюдая улицу и проходящих, схватывая их движения, недостатки, она точно передавала их нам руками, глазами, выражением лица. Глядя на нее, наблюдая за ней, я научился не только воспроизводить чувства при помощи жестов и мимики, но и постигать внутреннюю сущность человека. Ее наблюдательность была исключительна... Уменье наблюдать людей — вот самое большое и ценное, чему научила меня мать: я стал живо подмечать все мелкие смешные черты людей и, имитируя их, заставлял людей смеяться».

Унаследованные от родителей творческие способности Чаплин неустанно развивал, обогащал и совершенствовал. Десятилетний стаж актерского творчества и непосредственного общения с разнообразной аудиторией многому научил молодого актера. Ко времени своего вступления в труппу Фреда Карно Чаплин был не только талантливым исполнителем, но и прекрасно тренированным профессионалом. Пребывание в труппе Фреда Карно было для Чаплина своего рода «завершением актерского образования».

Труппа Карно состояла из одаренных, талантливых эстрадных актеров самого различного профиля. Кроме братьев Чаплин, у Карно работали Гарри Вельдон,

Билли Беннетт, Нелли Уоллес, Макс Дирли (впоследствии исполнитель роли миллиардера Банко в фильме «Последний миллиардер»), Стенли Джефферсон (впоследствии Стен Лаурель, киноактер Голливуда, партнер толстяка Оливера Гарди), Альберт Аустин (в течение многих лет снимавшийся в фильмах Чаплина ), Ральф Гревс, Фред Китчен, Джимми Обри, Аль Ривс и др.

На «фабрике смеха» — так не без основания называл свое предприятие Карно — работало параллельно несколько трупп, рассчитанных на обслуживание нескольких театров одновременно. В 1907 г., когда Чаплин начал работу у Карно, таких трупп было пять. В одной из них премьером был Билли Беннетт, в другой — Фред Китчен, в третьей — Сид Чаплин, в четвертой — Гарри Вельдон, в пятой — Нелли Уоллес. Каждая труппа имела в своем репертуаре одну-две пьесы. Вспомогательный состав, исполнители маленьких ролей менялись в труппе в соответствии с исполняемой пьесой, премьер же был постоянным.

Первое выступление Чарли состоялось в скетче «Почтовая контора», где главную роль исполнял ведущий комик труппы Фред Китчен.

Фред Китчен был прекрасным актером. Его коньком были комические импровизации и трюки, встречаемые постоянно громом аплодисментов. Партнеры обычно лишь подыгрывали Китчену, приспособляясь к его манере

Для Чаплина такая манера «подыгрывания» была непривычна. Свое выступление в «Почтовой конторе» он построил на комедийных повторах, сценарием скетча и репетициями не предусмотренных. Изрядное количество аплодисментов досталось в результате этого на долю дебютанта. Последовала неприятная сцена, и Карно перевел Чаплина в другую труппу, где Чаплин выступил партнером Гарри Вельдона в скетче «Футбольный матч».

Сюжет «Футбольного матча» был построен на нравах и обычаях буржуазных спортсменов. Действие происходило на футбольном поле во время финального решающего матча на кубок. Карно пригласил для участия в этом скетче известнейших футболистов Англии. Появление каждой знаменитости на сцене сопровождалось бурными овациями. Вельдон играл вратаря Сниффи, Чарли изображал «негодяя», подосланного подкупить его.

Скетч начинался большим мимическим монологом в исполнении Вельдона. Сниффи, стоя у своих ворот, пытался скрестить руки на груди, но неуклюжие и скользкие кожаные перчатки мешали ему. Потом он решал спрятать руки в карманы, забыв, что его спортивные штаны лишены карманов... Внезапно возле Сниффи появлялся подосланный кем-то негодяй-соблазнитель в длиннополом сюртуке и шляпе, надвинутой на лоб. На лице негодяя — черные «злодейские» усики.

Между ними происходил следующий диалог:

Чарли: Алло! Мы здесь одни?

Сниффи: Нет. Чарли: Кто же здесь?

Сниффи: Я.

Чарли: Ага (Шепотом) Сниффи! На одно слово...

Следовала уморительная пантомимическая сцена «соблазнения» флегматичного вратаря бутылкой виски, прерываемая эпизодами футбольной игры. Незадачливый «соблазнитель», путаясь в своем долгополом сюртуке, напрасно пытался вывести из строя Сниффи и в конце концов, осушив бутылку, сам «выходил из игры». Каждое движение «соблазнителя» Чарли сопровождалось взрывом хохота.

Однако Вельдон настаивал на своем праве быть единственной звездой спектакля, и Карно снова пришлось перевести Чаплина в другую труппу.

Фред Китчен, Гарри Вельдон и другие «звезды», работавшие у Фреда Карно, безуспешно старались оттереть на второй план талантливого юношу Чаплина. По настоянию все тех же «звезд» Карно перевел Чаплина в одну из своих трупп, гастролировавших по провинциальным городам Англии, но там он поручил ему роль Сниффи в «Футбольном матче». Чаплин, таким образом, стал одним из ведущих актеров компании.

В общей сложности у Карно Чаплин сыграл от 20 до 30 различных ролей в пантомимах и скетчах: «Почтовая контора», «Футбольный матч», «Вау-Ваус», «Молчаливые птицы» («Вечер в английском мюзик-холле»), «Возвращение пьяницы», «Гости его величества», «Ранние пташки», «Воры-денди», «Клуб новых женщин», «Трагедия ошибок», «Тридцать первый», «Домой из дому», «От субботы до понедельника», «Ключ не от тех дверей», «Каторжники», «Джимми бесстрашный», «Безумный смех», «Вечер в лондонском клубе» и др.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Книга о ЧаплинеКиноведениеГеоргий АвенариусИсследователи ЧаплинаВклад в киноискусствоДетство ЧаплинаУвлечение циркомТеатральная карьераСмена театровИгра в скетчеНародные мимы Фабрика смехаМолчаливые птицыАртистическая подготовкаГастроли в СШАПереходГолливудФарсыОсобенности СеннетаТипажиКонтракт с КистоунНеудачный дебютОбраз бродягиПобеда пантомимыПервые фильмыЧейсДвадцать минут любвиПрерванный романУход от СеннеттаДоисторическое прошлоеИнс и ГриффитТворческая свободаМаленький человекФильм РаботаКомедия ЖизньФильм ПолицияКарменСамозванец и оценщикШедевр Тихая улицаХарактер маленького ЧарлиИммигрантМир тюрьмаТравестиThe FiremanНеобычный образХобоПодлинное лицоЧарли - жертва


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Г. Г. Авенариус. 26.09.2010, 14:52.