На главную



Rambler's Top100

Реалистическое начало архитектурного творчества.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Кваренги, которому было тогда около 29 лет, должен был решить поистине одну из самых трудных в архитектуре задач, связанную с реконструкцией существовавшего средневекового здания. И он ее выполнил умело за три года. Первый камень был уложен 3 мая 1770 г., а закончена постройка осенью 1773 г. Сохранив старые стены, зодчий встроил в прежнее пространство новый интерьер, архитектуру которого он трактовал в духе палладианской простоты. По сторонам нефа он устроил по три полукруглые ниши и колоннами подчеркнул переход к крыльям трансепта. Алтарную апсиду Кваренги сумел удачно вписать в прежнюю прямоугольную, подчеркнув ее колоннадой.

Начались работы по перестройке под наблюдением Кваренги. В общей сложности в Субиако он провел 36 дней. Наведываясь туда, зодчий сумел довести замысел до конца. Характерно то, что в принятом решении нет точного воспроизведения известных культовых интерьеров Палладио в Венеции, несомненно известных Кваренги. У Палладио он заимствовал лишь искусство простоты и ясности композиции и формы. В то же время в архитектуре храма наметились композиционные приемы, к которым Кваренги будет прибегать впоследствии в ряде петербургских построек, например в Мальтийской капелле Воронцовского дворца.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Кваренги был удовлетворен своим первым овеществленным замыслом. Он писал: «...благодаря усидчивому изучению и труду я справился с делом и построил по плану новую церковь внутри старой». По мнению итальянского историографа Джованни Петрини, «интерьер церкви св. Сколастики является одним из первых и самых ценных примеров неоклассицизма, ...богатого мотивами художественного и исторического значения..., единственным в Лациуме» [130, с. 12].

В самом начале 1770-х гг., вспоминает Кваренги, «приехал в Рим знаменитый г. Фомелли — первое светило и основоположник современной музыки; я вступил с ним в самую тесную дружбу, и... у меня возобновились мысли покойного Деризе, почему я и решил с самого начала изучить контрапункт... и я настолько углубился в таковое учение, что достиг возможности сочинять квартеты» [28]. И все же Кваренги пришел к окончательному выводу, что «дух гармонических пропорций совершенно иного свойства, чем пропорции архитектуры, и если кто-нибудь, основываясь на этих принципах, что-нибудь незначительное и сделал, то это следует приписать более напряжению таланта, чем правильному пониманию» [28].

Пример декоративной композиции Кваренги.
Пример декоративной композиции Кваренги. Около 1770 г. МСМБ.

Таким образом, Кваренги полностью освободился от влияния гармонической теории Деризе. Реалистическое начало архитектурного творчества победило окончательно. Тем временем профессиональная любознательность Кваренги толкала его на дальнейшее изучение древнего зодчества, ставшего для него материальным идеалом прекрасного. Он обратился к истоку римской античности — древней Греции и, прежде всего, к вершине греческого зодчества — Парфенону. Увидеть этот шедевр он не мог, однако изучить его композицию, пропорции был в состоянии, поскольку к тому времени стали появляться труды английских исследователей греческих древностей — Стюарта и Реветта, снабженные обмерными чертежами. И Кваренги выполнил план Парфенона, дополнив зафик-сированные остатки сооружения достоверно известными в то время частями. Таким предстает этот чертеж зодчего, на котором более темной тушью выделены существующие колонны и части стен.

Успехи Кваренги у английских заказчиков, и в особенности, удачно выполненное важное поручение по реконструкции монастырского храма в Субиако, побудили зодчего принять участие в творческом соревновании, которое систематически организовывала Национальная академия св. Луки в виде конкурсов на лучшие произведения искусств, в том числе и на архитектурные проекты. Конкурсы «Климентино», учрежденные в 1702 г. папой Климентом XI, преследовали поощрительные цели, способствовали выявлению наиболее одаренных итальянских художников.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 11.04.2010, 22:33.