На главную



Rambler's Top100

Режиссер Мейерхольд.


Азбука театра.

Читайте так же:


Началом серьезной режиссуры в современном ее значении считается возникновение Московского Художественного театра, творческая деятельность К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. За истекшие с тех пор десятилетия создалась и развилась современная советская режиссура.

Однажды Станиславского спросили, кого из советских режиссеров своего времени он считает самым талантливым. Константин Сергеевич ответил: «Я знаю только одного режиссера — Мейерхольда».

Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874—1940) действительно наиболее яркая фигура в нашем режиссерском искусстве предвоенной поры. Ученик В. И. Немировича-Данченко, Мейерхольд четыре года работал во МХАТе в качестве актера, сыграл ведущие роли в первых прославленных спектаклях Художественного театра.

Всеволод Мейерхольд

Режиссерскую деятельность Мейерхольд начал в 1902 году. Его первые же постановки были отмечены поисками новых путей в сценическом искусстве. Зревшие революционные настроения в обществе отразились и в новых, революционных формах спектаклей режиссера. Мейерхольду принадлежит историческая постановка в 1917 году лермонтовского «Маскарада» на сцене Петроградского Александрийского театра. Это был первый спектакль в репертуаре советских петроградских театров. С первых же дней революции Мейерхольд принял самое горячее участие в строительстве и развитии молодого советского театрального искусства. В этом отношении знамениты и вошли в историю нашего театра его постановки комедий Маяковского «Клоп» и «Баня» (1929 и 1930)  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>).

В 1920 — 1938 годах в Москве существовал Театр имени Мейерхольда. Здесь ставились пьесы современного репертуара и классика. Помещался театр в здании, где в наше время расположен Концертный зал имени Чайковского.

В 1939 году Всеволод Эмильевич Мейерхольд стал одной из жертв сталинского террора и вскоре умер, не выдержав пыток. Трагическую судьбу великого режиссера талантливо отразил современный художник П. А. Белов. Его портрет Мейерхольда поистине ошеломляет. В верхней части композиции изображено ^развернутое служебное удостоверение народного артиста Мейерхольда с обычной удостоверенческой фотографией — даже виден белый уголок для печати. На удостоверении режиссер — в нарядном пиджаке, крахмальной сорочке, галстуке-«бабочке». А нижний край удостоверения — рубеж, обрыв. За ним — обнаженное, исхудалое тело заключенного у стены тюремной камеры. Слава и бесславие — в единой композиции...

Режиссерский замысел и решение включают: идейное истолкование пьесы, характеристику отдельных персонажей, решение мизансцен. Но пожалуй, главное состоит вот в чем: любая постановка, пусть даже далекой от нас по времени исторической пьесы, даже античной трагедии или комедии, всегда должна быть современной. Что это значит?

События спектакля, мысли автора должны непосредственно волновать сегодняшних зрителей, говорить им о сегодняшних делах, заботах, бедах или радостях. События спектакля должны активно воздействовать на нашу личность, характер, отношение к себе и другим, даже если на сцене — вельможи, феодалы, рабы. Помните, в начале книги я рассказал вам историю, случившуюся на спектакле «Хижина дяди Тома»? Времена дяди Тома ушли, а советская девочка и сегодня ринулась на его защиту, потому что режиссер и актеры разбудили в ней ее личное гражданское чувство!

Все тот же «Ревизор» мог бы в неталантливой режиссерской постановке выглядеть сегодня пустым и старым анекдотом: приехал в захолустный городишко болтун и враль, всех запугал, добился почитания своей особы, выманил деньги и был таков. А талантливый, умный режиссер знает и будет помнить, что Хлестаковы бывают и сегодня, в наших современных условиях. О них нередко пишут газеты — в фельетонах или судебных очерках. И он поставит комедию Гоголя так, что вы всем своим существом почувствуете омерзительность взятки, гнусность чинопочитания, угодничества. Испытаете презрение к человеческой трусости. И еще раз убедитесь, что обманом ничего в жизни добиться нельзя. 

"Азбука театра" содержание:
- Азбука театра -- Занавес шумит -- Шекспир и Глобус -- Мольер и Лопе де Вега -- Появление театра в России -- В эпоху Пушкина -- Горе от ума -- Шедевры Гоголя и Островского -- Пьесы Горького -- Лозунги Маяковского -- Актер -- Коммисаржевская и Остужев -- Искусство актера -- Талант артиста -- Амплуа -- Ансамбль -- Антракт -- Балет -- Язык балета -- Бенефис -- Водевиль -- Грим -- Сальвини -- Декорация -- Диалог -- Дирижер -- Драма -- Драматургия -- Зритель -- Партнер -- Инсценировка -- Комедия -- Костюм и котурны -- Макет и маска -- Мельпомена -- Мимика и монолог -- Музей театральный -- Мюзикл -- Опера -- Шаляпин и Чуковский -- Оперетта -- Оперетта и драма -- Оркестр -- Пантомима -- Плакат -- Портфель -- Рампа -- Режиссер -- [Мейерхольд] -- Реквизит -- Тайна вдохновения -- Система Станиславского -- Театральное здание -- Для детей -- ТЮЗ Брянцева -- Буратино -- Театр Кукол -- Техника речи -- Трагедия -- Фарс -- Фронтовой концерт -- Чтец -- Эстрада -- Райкин -- Письмо к читателям -

Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Дата публикации: 20.05.2009, 15:21
Автор: Алянский Ю.