На главную



Rambler's Top100

Саркофаг шведского короля в Стокгольме.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


В собрании Марии Скотти-Перего в Бергамо хранится блестящее изображение интерьера соборного нартекса, выполненное Кваренги в 1770-х гг. На точно построенной глубокой перспективе с удивительным мастерством воспроизведено архитектурное убранство: коринфские пилястры, табернакли, кессонированные своды и пр. Ни одна деталь не осталась вне поля зрения художника.

В Петербурге зодчий вновь возвратился к сюжету, связанному с собором. Он мастерски исполнил авторизованную копию хранившейся в Эрмитаже акварели Джованни Волпато с изображением бокового нефа собора св. Петра. В перерисовке Кваренги лишь заполнил интерьер дополнительными персонажами, сильнее подчеркнувшими величие пространства.

В это время Кваренги был уже вхож в высшие круги римского общества. Он установил дружеские отношения с уроженцем Венеции князем Аббондио Реццонико, его ровесником, человеком, сыгравшим важную роль в его творческой деятельности. В Италии и даже в папской столице было не так уж много заказов на разработку проектов монументальных сооружений, и потому Кваренги охотно брался за выполнение рисунков для малых форм. Еще в Бергамо он получил заказ на разработку проекта главного алтаря недавно выстроенной церкви дель Реденторе в небольшом городке Сериата, расположенном неподалеку от его родной деревни Рота Фуори. Проект алтаря он выслал в Бергамо из Рима.

Саркофаг шведского короля в Стокгольме.
Саркофаг шведского короля в Стокгольме. Фото 1970-х гг.

Затем он составил проект надгробия-саркофага Фридриха II, отца взошедшего на престол в 1771 г. шведского короля Густава III. Саркофаг под авторским наблюдением выполнили римские мраморщики, после чего он был отправлен в Стокгольм. Этот заказ Кваренги получил, быть может, через своего друга шведского скульптора Сергеля, находившегося в то время в Риме.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Успех Кваренги в переделке церкви св. Сколастики привлек к нему внимание преподобных отцов храма св. Марии в Кампителли. Этот храм был создан в XVII в. архитектором Карло Райнальди (1611 — 1691) вблизи театра Марцелла. Заказчики поручили Кваренги выполнить не только несколько рисунков декоративного убранства интерьера (оформление органа и др.), но и заняться окончанием реконструкции прицерковных, монастырских построек, начатой архитектором Микеланджело Спекки.

В связи с этим Кваренги пишет: «...много мне представилось затруднений в этой работе, чтобы смочь сочетать ее с уже сделанной, но со всем возможным мне тщанием я постарался свести его к тому, что и вышло к удовлетворению сих духовных особ» [28]. Однако проект Кваренги осуществлен не был. Дружба с Аббондио Реццонико — в то время римским сенатором — способствовала получению заказов, последовавших с его стороны. Кваренги выполнил для него несколько вариантов рисунков надгробия деду Реццонико — папе Клименту XIII. Профессор Джузеппе Фиокко связывает с проектом надгробия папе Клименту XIII кваренгиевский рисунок (из венецианского Музея Коррер), где Климент XIII изображен сидящим на кафедре, по сторонам которой — две фигуры опираются на цоколь. Фиокко видит в композиции рисунка близость к манере друга Кваренги скульптора Кановы, создавшего надгробный памятник папе Клименту XIV в римском храме Апостолов [104, с. 19-20].

Однако более значительным явилось поручение разработать проект оформления музыкального зала в Капитолийском дворце в Риме. Его осуществление в натуре началось в 1779 г. Сам зодчий позднее уверенно сообщал, что отделка зала была полностью закончена после его отъезда в Россию. Еще одно важное поручение тоже исходило от сенатора Реццонико. Зодчему была поручена разработка проекта общественного театра для быстро-растущего города Бассано, расположенного неподалеку от Венеции. Быть может, Кваренги в свою бытность в Венеции посетил Бассано. Во всяком случае, поручение сенатора он принял и стал задумываться над его выполнением. Однако в Риме по каким-то причинам эта работа осуществлена не была. Можно предполагать, что отражением исканий зодчего в области функциональной организации театральных зданий является хранящийся в музее города Бассано чертеж, озаглавленный Кваренги «Идея королевского театра» [103, с. 24]. 

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 13.04.2010, 20:42.