На главную



Rambler's Top100

Виктор Васнецов был ближе Шаляпину.


Книга "Вятский Шаляпин". Страница 40.

Виктор Васнецов был ближе Шаляпину
Среди многочисленных друзей Федора Ивановича — композиторов, писателей, ученых — были и замечательные русские художники, оказавшие на его творчество огромное влияние: И.Е.Репин, В.Д.Поленов, И.И.Левитан, В.М.Васнецов, А.М.Васнецов, В.А.Серов, Б.М.Кустодиев, К.А.Коровин, И.С.Остроухов, М.В.Нестеров, М.А.Врубель и другие.

Шаляпин в своей книге «Маска и душа» трогательно вспоминал, что почти с каждым из этих художников связана та или другая его постановка и что эти талантливые люди в большинстве своем были в окружении Мамонтова, у которого в частной опере пел Ф.И.Ша-ляпин.

Он с благодарностью говорил, что у этих художников ему «выпало счастье многому научиться». Так, общаясь с И.И.Левитаном, С.И.Мамонтовым, молодой Шаляпин начинал понимать, что в искусстве важна не протокольная правда, а «...чувство и дух — тот глагол, которым пророку было повелено жечь сердца людей. Что этот глагол может звучать и в краске, и в линии, и в жесте — как в речи. Я сделал из этих новых для меня впечатлений надлежащие выводы для моей собственной работы в опере».

Говоря о связях певца с вятским краем, с земляками, никак невозможно обойти молчанием его большую дружбу с художниками — братьями В.М. и А.М.Васнецовыми. Об их отношениях, дружбе и творческом сотрудничестве немало написано в книгах, журналах, газетах. И прежде всего самим Шаляпиным сказаны очень теплые слова.

В главе второй «У лукоморья дуб зеленый» книги «Маска и душа» эти слова и сегодня звучат душевно и сердечно: «Я уже сказал, что каждая новая постановка сближала меня с каким-нибудь замечательным русским художником. «Псковитянка» сблизила меня с Виктором Васнецовым, вообще питавшим ко мне сердечное расположение. Этот замечательный оригинальный русский художник родился в Вятской губернии, родине моего отца. Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри. Такими именно были братья Васнецовы. Не мне, конечно, судить, кто из братьев, Виктор или Аполлинарий, первенствовал в живописи.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Лично мне был ближе Виктор. Когда я глядел на его божью матерь с младенцем с прозрачными херувимами и серафимами, я чувствовал, как духовно прозрачен при всей своей творческой массивности сам автор. Его витязи и богатыри, воскрешающие саму атмосферу древней Руси, вселяли в меня ощущение великой мощи и дикости — физической и духовной. От творчества Виктора Васнецова веяло «Словом о полку Игореве». Незабываемы на могучих конях эти суровые, нахмуренные витязи, смотрящие из-под рукавиц вдаль на перекрестках дорог... Вот эта сухая сила древней закваски жила в обоих Васнецовых.

Замечателен был у Виктора Васнецова дом, самим им выстроенный на одной из Мещанских улиц Москвы. Нечто среднее между современной крестьянской избой и древним княжеским теремом. Не из камней сложен — дом был срублен из дерева. Внутри не было ни мягких кресел, ни бержеров. (La bergere — кресло с подушками (фр.) Вдоль стен сурово стояли дубовые, простые скамьи, в середине стоял дубовый, крепко сложенный простой стол без скатерти, а кое-где расставлены были коренастые табуреты. Освещалась квартира скудно, так как окна были небольшие, но зато наверху, в мастерской, к которой вела узенькая деревянная лестница, было много солнца и света. Приятно было мне в такой обстановке, исключающей всякую словесную фальшь, услышать от Васнецова горячие похвалы созданному мною образу Ивана Грозного».

На той встрече, состоявшейся в доме В.М.Васнецова, Ф.И.Шаляпин ответил художнику, что не может принять хвалу целиком. И объяснил почему: образ Ивана Грозного певец в какой-то степени позаимствовал у самого Виктора Михайловича.

Читайте так же:


Меню книги "Вятский Шаляпин":
Вятский Шаляпин | О Федоре Ивановиче Шаляпине | Родина Шаляпина | Отец Шаляпина Иван Яковлевич | Кем был отец Шаляпина | Другие авторы о отце и сыне Шаляпиных | Семья и родственники Шаляпиных | Детство Шаляпина | Паспорт и брак Шаляпина | Рахманинов и братья Фёдор и Василий Шаляпин | Фото Ивана Яковлевича | Воспоминания о родителе | Не любил жить у сына | Переписка | Прощание | От Казани до Медведок | По Вятской губернии до Сырцево | В Вожгалах встречал Евграфов | Синкин | Мать | Федор о матери | Училище | Увлёкся оперой | Переезд в Астрахань | Первый контракт | Песня о песнях | Последнее пребывание в Самаре | Вася | По Италии | Мефистофель и Борис Годунов | Певал я часто с матушкой моей | Шаляпин на фонографе | Сергей Тимофеевич Коненков | Пели в дестве | В дневниках Бунина | Искал встречи с русской песней | Критик Каратыгин | Посещение Льва Толстого | Ванька | Плевицкая | Виктор Васнецов | Образ Ивана Грозного | Грозный и мельник | Фарлаф | Аполлинарий Васнецов | Савва Мамонтов | Рылов рисовал | Дружба земляков | Благотворительные концерты | Библиотека на родине | Елена Лобанова | Фотозагадка | Леонид Степанович | Книги на Вятку | Помощь Вятской губернии | Инкогнито | Деньги бедным | Невзгоды при новой власти | 120-летию | Вятское Шаляпинское общество | Приложение | К родословной | Фамилии из крестьянских | От Шелепиных до Шаляпиных | Родион Шаляпин | Бил челом Тимошка Юферев | Близ починка Андрюшки | На вятском пароходе | Долгий водный путь | Впечатления | Берендеевка | Билет в театр | Шаляпин в роли Бориса Годунова | Игра | Старинный альбом | Великие вятчане | Вспоминая Шаляпина | Она пела с Шаляпиным | Добровольская и Дзирне | Соловушка | Боялись говорить | Не ехал в Советы | Реабилитирован | Первая жена | Родственники в Кирове | Шаляпинские дни | Хроники | Краеведческий четверг | Шаляпинский центр | Авторы книги |

Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Автор произведения Автор: Борис Садырин Дата создания документа 12.01.2009, 19:54 12.01.2009, 19:54