На главную



Rambler's Top100

Долгий водный путь Шаляпина на пароходе.


Книга "Вятский Шаляпин". Страница 68.

Насладившись волжскими видами, наш путешественник отправился в отведенную ему «одноместную семейную каюту» (так значилось на билете) 1 класса, которую нашел маленьким неудобным ящиком, где и одному человеку трудно повернуться и нечем дышать. Вентиляции ни малейшей! Неприятно удивило отсутствие умывальника. Зато сияет электричество. Узенькие диванчики обиты бархатом, а стены красивой клеенкой.

Когда, проснувшись утром, пассажир решил умыться, то встретился еще с одним проявлением «вятской простоты» — в общем умывальнике из крана вырывалась горячая вода с паром. Оказалось, что судовой водопровод снабжается непосредственно... из парового котла! Другим недостатком судового сервиса, также отнесенным к «вятским особенностям», он отметил сокращенный штат прислуги. В распоряжении 40 пассажиров 1 класса были предоставлены один официант и единственная горничная. За день они так изматывались от беготни, что засыпали, как убитые, и утром их невозможно было докричаться.

Путешествие омрачила посадка на мель выше пристани Мамадыш, верстах в 15 от устья Вятки. Промаявшись на мели около часа, путем различных ухищрений — переменой переднего хода на задний и использованием знакомых по Казанке шестов — преодолели препятствие, но дальше пошли осторожнее.

На носу парохода вырос матрос с шестом-наметкой, которым ощупывал речное дно и громким голосом сообщал глубину: «Четыре! Пять! Пять с половина-а-а-ай!» Его доклады повторял другой матрос, поставленный на носовой кромке тента (крыши), чтобы их слышали в штурвальной рубке. Вначале такой прием судовождения позабавил Шаляпина, он даже пошутил, что пароход движется, как слепой с палкой, но вскоре стал раздражать. Наслушавшись заунывных выкриков наметчика, он отправился в каюту, но и там не нашел покоя, его уши продолжали терзать монотонные: «Шесть! Пять! Пять с половина-а-а-ай!»

Кроме того, начинало раздражать постоянное запаздывавание парохода, которое по сравнению с расписанием неуклонно нарастало. Сказывался конструктивный недостаток парохода, который при широком (для вятских масштабов) корпусе обладал довольно слабосильной паровой машиной — всего 180 лошадиных сил. Поэтому в Медведок «Надежда» пришла с опозданием, затратив на преодоление 580 верст пути по трем рекам — Волге, Каме и Вятке (Казанка не в счет) вместо отведенных расписанием двух суток на 14 часов больше.

В солнечный полдень облаченный в элегантный костюм Ф.И. Шаляпин наконец-то сошел на вятский берег. Небольшая группа интеллигентного вида людей, как позже выяснилось, из соседнего уездного города Нолинска, обратила на него внимание. Пошептавшись между собой, мужчины, видимо, узнав в приезжем певца, приветственно приподняли шляпы. Так завершилась для Федора Ивановича водная часть пути на родину предков.

Послесловие

Должен оговориться, что достоверным в вышеприведенном повествовании следует считать лишь поездку Ф.И. Шаляпина в июне 1901 г. от Казани до вятской пристани Медведок.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Все дорожные впечатления взяты из различных путевых заметок пассажиров вятских пароходов, совершавших плавание по тому же маршруту и в то же время.
Не располагая сведениями, на каком из вятских пароходов добирался наш знаменитый земляк до Медведка, в качестве приложения привожу изображение и эксплуатационные характеристики двух наиболее типичных представителей вятского пассажирского флота первого года XX столетия — уже упомянутого парохода «Надежда» и менее комфортабельного «Товарища».

Пароход "Товарищ"

Пароход «американского типа» «Надежда».

Построен в 1896 г. в Молитовке на р.Волге. Длина 53,25 м. Ширина 6,7 м. Мощность 180 л.с. Пассажировместимость около 500 человек. Экипаж 22 чел. Пароходу, построенному по заказу вятского купца Я.Ф. Тырышкина, была уготована долгая жизнь. В 1913 г. его продали волжскому судовладельцу Е.А. Звирочкину. После национализации флота (февраль 1918 года) «Надежду» переименовали в «Лейтенант Шмидт». Впоследствии перестроили в одноэтажный, что улучшило эксплуатационные характеристики старого парохода. Службу завершил в Северо-Западном речном пароходстве.

Пароход «Товарищ» построен в 1894 г. для пароходства Т.Ф. Булычева.

Длина 51,1 м. Ширина (габаритная, с обносами) 11 м. Мощность 200 л.с. Пассажировместимость: 1 кл. — 18, II кл, — 25, III кл. — 250. На этом пароходе совершил путешествие от Мамадыша до Казани известный писатель В.Г. Короленко. «Товарищ» сгорел в Елабуге в 1921 г.

Читайте так же:


Меню книги "Вятский Шаляпин":
Вятский Шаляпин | О Федоре Ивановиче Шаляпине | Родина Шаляпина | Отец Шаляпина Иван Яковлевич | Кем был отец Шаляпина | Другие авторы о отце и сыне Шаляпиных | Семья и родственники Шаляпиных | Детство Шаляпина | Паспорт и брак Шаляпина | Рахманинов и братья Фёдор и Василий Шаляпин | Фото Ивана Яковлевича | Воспоминания о родителе | Не любил жить у сына | Переписка | Прощание | От Казани до Медведок | По Вятской губернии до Сырцево | В Вожгалах встречал Евграфов | Синкин | Мать | Федор о матери | Училище | Увлёкся оперой | Переезд в Астрахань | Первый контракт | Песня о песнях | Последнее пребывание в Самаре | Вася | По Италии | Мефистофель и Борис Годунов | Певал я часто с матушкой моей | Шаляпин на фонографе | Сергей Тимофеевич Коненков | Пели в дестве | В дневниках Бунина | Искал встречи с русской песней | Критик Каратыгин | Посещение Льва Толстого | Ванька | Плевицкая | Виктор Васнецов | Образ Ивана Грозного | Грозный и мельник | Фарлаф | Аполлинарий Васнецов | Савва Мамонтов | Рылов рисовал | Дружба земляков | Благотворительные концерты | Библиотека на родине | Елена Лобанова | Фотозагадка | Леонид Степанович | Книги на Вятку | Помощь Вятской губернии | Инкогнито | Деньги бедным | Невзгоды при новой власти | 120-летию | Вятское Шаляпинское общество | Приложение | К родословной | Фамилии из крестьянских | От Шелепиных до Шаляпиных | Родион Шаляпин | Бил челом Тимошка Юферев | Близ починка Андрюшки | На вятском пароходе | Долгий водный путь | Впечатления | Берендеевка | Билет в театр | Шаляпин в роли Бориса Годунова | Игра | Старинный альбом | Великие вятчане | Вспоминая Шаляпина | Она пела с Шаляпиным | Добровольская и Дзирне | Соловушка | Боялись говорить | Не ехал в Советы | Реабилитирован | Первая жена | Родственники в Кирове | Шаляпинские дни | Хроники | Краеведческий четверг | Шаляпинский центр | Авторы книги |

Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Автор произведения Автор: Борис Садырин Дата создания документа 18.01.2009, 17:29 18.01.2009, 17:29