На главную



Rambler's Top100

Федор Шаляпин – Борис Годунов.


Книга "Вятский Шаляпин". Страница 72. Николай Жилин.

За свои студенческие годы я слышал и видел Федора Ивановича Шаляпина в оперных спектаклях 19 раз: в "Фаусте" Ш. Гуно, "Мефистофеле" А. Бойто, "Севильском цирюльнике" Дж. Россини и других.

Подробнее же мне хочется рассказать об опере "Борис Годунов". В ней гений Шаляпина раскрылся с потрясающей силой! Нужно сказать, что в те годы, в 1912-1915 гг., эта опера шла с купюрами.

Музыковеды утверждают, что главное действующее лицо в "Борисе Годунове" — народ, ссылаясь и на то, что сам Мусоргский называл ее народной музыкальной драмой. Однако опера названа именем царя — "Борис Годунов". И если с одной стороны главное действующее лицо — народ, то на другом полюсе — царь Борис, образ которого и в текстовом, и в музыкальном отношении Мусоргским сделан необычайно выпукло и ярко. Участие Шаляпина в роли Годунова приводило даже к тому, что акцент в опере переносился на образ Бориса.

Федор Шаляпин - Борис Годунов

Это трагедийный образ, очень богатый, сложный, противоречивый по своему внутреннему содержанию. В такой интерпретации Борис — человек умный, огромного честолюбия, достигший "высшей власти", но... достигший ее путем злодеяния — убийства законного наследника престола царевича Дмитрия.

Роль Бориса трудна. И для исполнения этой партии требуется не только превосходный певец, но и первоклассное мастерство драматического актера. Шаляпин справлялся с многообразием стоящих перед ним задач в совершенстве. Все, кто видел и слышал Шаляпина в "Борисе Годунове", были словно зачарованы. Уже само появление Шаляпина на сцене настраивает зрителя. Борис Годунов не просто входит в терем, где в это время Федор играет с мамкой в "хлест". Он неожиданно и в то же время медленно вырастает в проеме дверей с правой их стороны и останавливается.

На нем нараспашку царский кафтан со стоячим воротником, под кафтаном белоснежная рубашка с закрытым воротом. Вся поза Бориса, выражение лица, ра-стрепанные волосы говорят о душевном надломе, внутреннем разладе... Левой рукой он опирается — как от усталости — на косяк двери, в правой, опущенной, — красный платок. Некоторое время наблюдает за игрой Федора и мамки, которые его не замечают, и только после этого входит.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

...И вот звучит знаменитый монолог: "Достиг я высшей власти. Шестой уж год я царствую спокойно, но счастья нет моей измученной душе..." Здесь все совершенно, здесь нет "проходящих" нот, каждый звук раскрывает смысл и образ каждого слова, фразы. Но мне особенно врезалась в память из этого монолога интонация пяти слов. Это там, где голос Шаляпина с невыразимой горечью стремительно взлетает к вершине фортиссимо на словах: "как буря-а... смер-рть" и с клокотанием и скорбью падает в нижний регистр: "уносит жениха!".

Но, конечно, кульминацией этого действия является сцена галлюцинации. Годунов — Шаляпин тяжело сидит в кресле. Он только что выслушал вкрадчиво-коварный рассказ Шуйского об убиенном царевиче Дмитрии. Его мучают угрызения совести: "О со-овесть лютая, как стра-шно ты ка-ара-ешь!". Эти слова, в особенности эти "о", "а", спетые особым, открытым звуком, полны безвыходного страдания...

Но вот последние слова перед началом галлюцинации: "И ду-ушит что-то, ду-шит и голова кружится...", пропетые сдавленным, задыхающимся речитативом и заканчивающиеся криком измученной души: "В глазах дитя окровавленное!". Начинается галлюцинация: "Вон, вон, там... в углу".

Читайте так же:


Меню книги "Вятский Шаляпин":
Вятский Шаляпин | О Федоре Ивановиче Шаляпине | Родина Шаляпина | Отец Шаляпина Иван Яковлевич | Кем был отец Шаляпина | Другие авторы о отце и сыне Шаляпиных | Семья и родственники Шаляпиных | Детство Шаляпина | Паспорт и брак Шаляпина | Рахманинов и братья Фёдор и Василий Шаляпин | Фото Ивана Яковлевича | Воспоминания о родителе | Не любил жить у сына | Переписка | Прощание | От Казани до Медведок | По Вятской губернии до Сырцево | В Вожгалах встречал Евграфов | Синкин | Мать | Федор о матери | Училище | Увлёкся оперой | Переезд в Астрахань | Первый контракт | Песня о песнях | Последнее пребывание в Самаре | Вася | По Италии | Мефистофель и Борис Годунов | Певал я часто с матушкой моей | Шаляпин на фонографе | Сергей Тимофеевич Коненков | Пели в дестве | В дневниках Бунина | Искал встречи с русской песней | Критик Каратыгин | Посещение Льва Толстого | Ванька | Плевицкая | Виктор Васнецов | Образ Ивана Грозного | Грозный и мельник | Фарлаф | Аполлинарий Васнецов | Савва Мамонтов | Рылов рисовал | Дружба земляков | Благотворительные концерты | Библиотека на родине | Елена Лобанова | Фотозагадка | Леонид Степанович | Книги на Вятку | Помощь Вятской губернии | Инкогнито | Деньги бедным | Невзгоды при новой власти | 120-летию | Вятское Шаляпинское общество | Приложение | К родословной | Фамилии из крестьянских | От Шелепиных до Шаляпиных | Родион Шаляпин | Бил челом Тимошка Юферев | Близ починка Андрюшки | На вятском пароходе | Долгий водный путь | Впечатления | Берендеевка | Билет в театр | Шаляпин в роли Бориса Годунова | Игра | Старинный альбом | Великие вятчане | Вспоминая Шаляпина | Она пела с Шаляпиным | Добровольская и Дзирне | Соловушка | Боялись говорить | Не ехал в Советы | Реабилитирован | Первая жена | Родственники в Кирове | Шаляпинские дни | Хроники | Краеведческий четверг | Шаляпинский центр | Авторы книги |

Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Автор произведения Автор: Борис Садырин Дата создания документа 20.01.2009, 11:03 20.01.2009, 11:03