На главную



Rambler's Top100

Шаляпинские Иван Грозный и мельник.


Книга "Вятский Шаляпин". Страница 42.

В книге-исследовании А.Г.Раскина «Шаляпин и русские художники» отмечалось, что «такое обостренное чувство истории подсказало Васнецову облик Грозного, запечатленный в портретном этюде 1884 года.» Вероятно, речь шла о том этюде, который искал и нашел Ф.И. Шаляпин: с изображением профиля царя Ивана с очень пронзительным взглядом.

После премьеры до конца 1896 года «Псковитянка» ставилась еще пять раз, да столько же раз и в январе 1897 года... А в феврале того же года Васнецов, переполненный впечатлениями от великолепного сценического создания артиста, заканчивает работу над картиной «Царь Иван Васильевич Грозный».

Шаляпин в образе Ивана Васильевича Грозного. Псковитянка.
Но давайте возвратимся в дом-мастерскую художника вместе с Ф.И.Шаляпиным. Виктора Михайловича радовали успехи артиста. А тот несколько смущенно отвечал Виктору Михайловичу, на его комплименты, что говорить только о его шаляпинской заслуге не со-всем правомерно, что действительно ему очень помог эскиз царя Ивана, работы Васнецова. И он польщен, что его театральный Грозный вдохновил Виктора Васнецова на нового Грозного, сходящего с лестницы с посохом в руке.

Не удержусь и приведу еще одно свидетельство. Об этом факте напомнил В.Лобанов в книге «Виктор Васнецов в Москве»: показывая картину и объясняя ее замысел, живописец приводил фразу Грозного-Шаляпина: «Войти аль нет?» В ней выразилась «вся его натура в ее главной сути». Раскин пишет еще об одном шаляпинском влиянии на художника: оказывается, трактовка певцом образа Грозного «наложила отпечаток на исполненный Васнецовым в 1901 году эскиз «Иван Грозный смотрит на комету».  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Искусствовед Абрам Григорьевич Раскин в названной уже книге рассказывает еще об одном замечательном даровании Федора Ивановича Шаляпина — его хороших способностях графика, живописца, скульптора. И приводит в пример историю создания рисунка, подаренного писателю В.А.Гиляровскому. Как-то встретились у Гиляровского молодой художник Н.И.Струнников, В.М.Васнецов и Ф.И.Шаляпин. Все были заняты своими делами. Шаляпин усердно водил пером по бумаге, рисовал. Закончив, обратился к Гиляю:

— Ну, вот готово! Только сперва художникам покажу! Виктор Михайлович, как — похож я? — взглянув на рисунок, В.М.Васнецов одобрительно закивал головой.
— На, Гиляй, получай мой портрет собственной работы.

Так, в большом и малом помогали друг другу в творчестве два талантливых земляка. Раскин подмечает, что воздействие образов Шаляпина на творческие искания Васнецова усиливались благодаря несомненной музыкальности художника. Он не только любил и понимал музыку, но и старался наполнить ею свои произведения: «Я всегда хотел, чтобы в моих картинах чувствовалась музыка, чтобы они музыкально звучали!» И, действительно, в васнецовском Грозном живет музыка Римского-Корсакова и голос Шаляпина.

В 1896 году артист использовал набросок Васнецова для костюма и грима Мельника, партию которого он пел в опере Даргомыжского «Русалка». Рисунок во многом определил бытовую сочность и выразительность образа, воплощенного артистом на сцене. А художник сквозь долгие годы жизни пронес воспоминания о Мельнике-Шаляпине.

И даже шутил в разговоре со своими близкими по случаю своего приобретения в Подмосковье небольшой старой усадьбы со службами и заглохшей водяной мельницей: «И мельница там водяная есть, как в «Русалке», непременно прикажу ее отремонтировать и лучшего в России мельника приглашу — Федора Ивановича Шаляпина! Пусть себе муку мелет и нам песни поет...» 

Читайте так же:


Меню книги "Вятский Шаляпин":
Вятский Шаляпин | О Федоре Ивановиче Шаляпине | Родина Шаляпина | Отец Шаляпина Иван Яковлевич | Кем был отец Шаляпина | Другие авторы о отце и сыне Шаляпиных | Семья и родственники Шаляпиных | Детство Шаляпина | Паспорт и брак Шаляпина | Рахманинов и братья Фёдор и Василий Шаляпин | Фото Ивана Яковлевича | Воспоминания о родителе | Не любил жить у сына | Переписка | Прощание | От Казани до Медведок | По Вятской губернии до Сырцево | В Вожгалах встречал Евграфов | Синкин | Мать | Федор о матери | Училище | Увлёкся оперой | Переезд в Астрахань | Первый контракт | Песня о песнях | Последнее пребывание в Самаре | Вася | По Италии | Мефистофель и Борис Годунов | Певал я часто с матушкой моей | Шаляпин на фонографе | Сергей Тимофеевич Коненков | Пели в дестве | В дневниках Бунина | Искал встречи с русской песней | Критик Каратыгин | Посещение Льва Толстого | Ванька | Плевицкая | Виктор Васнецов | Образ Ивана Грозного | Грозный и мельник | Фарлаф | Аполлинарий Васнецов | Савва Мамонтов | Рылов рисовал | Дружба земляков | Благотворительные концерты | Библиотека на родине | Елена Лобанова | Фотозагадка | Леонид Степанович | Книги на Вятку | Помощь Вятской губернии | Инкогнито | Деньги бедным | Невзгоды при новой власти | 120-летию | Вятское Шаляпинское общество | Приложение | К родословной | Фамилии из крестьянских | От Шелепиных до Шаляпиных | Родион Шаляпин | Бил челом Тимошка Юферев | Близ починка Андрюшки | На вятском пароходе | Долгий водный путь | Впечатления | Берендеевка | Билет в театр | Шаляпин в роли Бориса Годунова | Игра | Старинный альбом | Великие вятчане | Вспоминая Шаляпина | Она пела с Шаляпиным | Добровольская и Дзирне | Соловушка | Боялись говорить | Не ехал в Советы | Реабилитирован | Первая жена | Родственники в Кирове | Шаляпинские дни | Хроники | Краеведческий четверг | Шаляпинский центр | Авторы книги |

Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Автор произведения Автор: Борис Садырин Дата создания документа 12.01.2009, 20:44 12.01.2009, 20:44