На главную



Rambler's Top100

К родословной Ф.И. Шаляпина.


Книга "Вятский Шаляпин". Страница 61.

Настоящие записки суть краткое обобщение материалов т.н. комплекса статей «Шаляпины», подготовленного для «Вятского родословного словаря», идеи и принципы построения которого были изложены автором на конференции «Генеалогия. Проблемы. Задачи. Перспективы.», состоявшейся в С.-Петербурге в 1992г.

Всякая родословная (любое родословное «древо»), помимо перечисления в «поколенной» последовательности конкретных имен тех или иных родственников-предков, предполагает возможность установления мест их проживания («выхода»), сословия, отдельных биографических сведений, родственности с другими фамилиями.

Лишь один антропонимический анализ фамилий, составляющих «древо», может таить настоящие открытия.

Установленные «шаляпинские» фамилии (даются в алфавитном порядке; «материнские составляющие» помечены значком «+»; в скобках — даты первой доку-ментальной фиксации предшествующей фамилии) следующие: БОБОШИНЫ+ (1710); БУРКОВЫ+ (1744); ВШИВЦОВЫ+ (1735), не «кровная» фамилия: носившие ее предки Ф.И. Шаляпина — от незаконнорожденного Ильи Вшивцова; ДЕХТЕРЕВЫ (1710); ЗОРИНЫ+ (1749); КОРОБЕЙНИКОВЫ+ (1749) (не исключено, что фамилия также не «кровная» — мачехи одного из предков), КОРЯКИНЫ* (1727); МОКЛОКОВЫ+ (1748); НАЗАРОВЫ* (1678); ОБУХОВЫ* (1744); ОКУЛОВЫ* (1646); ПАРФЕНОВЫ* (1744); ПРОЗОРОВЫ* (1678); ПРОЗОРОВЫ (1764); РУССКИХ (1753); САМЫЛОВЫ (1735); СЕЛЮНИНЫ (1748); СИНЦОВЫ (1710); СЫРЦОВЫ (1716); ФАЛАЛЕЕВЫ (1727); ФИШЕВЫ (1764); собственно ШАЛЯПИНЫ (1749).

«Прослеженная» география проживания большинства из названных фамилий определяется двумя соседними приходами (отцовским и материнским — относительно Ф.И. Шаляпина): Вожгальским Петропавловским и Куменским Спасским.

Прихожанами Вожгальской церкви были: Шаляпины, Моклоковы (предположительно), Прозоровы (предположительно), Селюнины и Сырцовы. Всего 5 фамилий (из 22-х). Указание «предположительно» означает лишь то, что отмеченные фамилии могли быть из Куменского (менее вероятно — из Кырмыжского) прихода, но не из иного.

Церковь Куменского района

Селения Вожгальского прихода, в которых проживали предки Ф.И. Шаляпина: починок По другую сторону речки (Лебедки), дер. Мезринская, Сырцовская (Лагуновская Хлебникова), Леденцовская, Шевершинская, Верхоключинская.

Прихожане Куменской церкви: Прозоровы+, Бобошины, Бурковы, Вшивцовы, Коробейниковы, Корякины, Обуховы, Синцовы — 8 фамилий.

Из селений: само село Куменское, дер. Дудинская, дер. Над Кырмыжем Ардашевская, дер. Моклоковская, Четвериковская, Бабкинская, Медведевская, Ересниковская, Мокеевская, Шайдаровская, Обуховская, Верховская на ключе, поч. Осиновский, поч. Каныпский, дер. Юрчениковская. Не исключено, что различные названия соответствуют одному и тому же населенному пункту. Точно также весьма условны определения «починок» и «деревня»: один и тот же населенный пункт в разные годы назывался то починком, то деревней. Выгодные контактные линзы заказать можно здесь.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Три «шаляпинские» фамилии жительствовали в Кырмыжском Николаевском приходе: Русских, Самыловы и Парфеновы. Их селения: село Кырмыж, поч.Кондратья Клековкина, дер. Касьяновская, Кудринская, Коточигова (иначе Башкерь).

Дехтеревы из дер., что был починок Афанасия Нелюбина (она же предположительно Ботинская, Хмелевская) были прихожанами Раменской Христорождественской церкви. Фалалеевы из дер. Молоковской — прихожане Ошетской Спасской церкви. В 1795 г. старика Ивана Фалалеева перевели на жительство «Глазовс-кой округи Тимофеевской сотни Васильева Порелской (Порезской-?) пятидесятни в починок Юбиринский». 

Читайте так же:


Меню книги "Вятский Шаляпин":
Вятский Шаляпин | О Федоре Ивановиче Шаляпине | Родина Шаляпина | Отец Шаляпина Иван Яковлевич | Кем был отец Шаляпина | Другие авторы о отце и сыне Шаляпиных | Семья и родственники Шаляпиных | Детство Шаляпина | Паспорт и брак Шаляпина | Рахманинов и братья Фёдор и Василий Шаляпин | Фото Ивана Яковлевича | Воспоминания о родителе | Не любил жить у сына | Переписка | Прощание | От Казани до Медведок | По Вятской губернии до Сырцево | В Вожгалах встречал Евграфов | Синкин | Мать | Федор о матери | Училище | Увлёкся оперой | Переезд в Астрахань | Первый контракт | Песня о песнях | Последнее пребывание в Самаре | Вася | По Италии | Мефистофель и Борис Годунов | Певал я часто с матушкой моей | Шаляпин на фонографе | Сергей Тимофеевич Коненков | Пели в дестве | В дневниках Бунина | Искал встречи с русской песней | Критик Каратыгин | Посещение Льва Толстого | Ванька | Плевицкая | Виктор Васнецов | Образ Ивана Грозного | Грозный и мельник | Фарлаф | Аполлинарий Васнецов | Савва Мамонтов | Рылов рисовал | Дружба земляков | Благотворительные концерты | Библиотека на родине | Елена Лобанова | Фотозагадка | Леонид Степанович | Книги на Вятку | Помощь Вятской губернии | Инкогнито | Деньги бедным | Невзгоды при новой власти | 120-летию | Вятское Шаляпинское общество | Приложение | К родословной | Фамилии из крестьянских | От Шелепиных до Шаляпиных | Родион Шаляпин | Бил челом Тимошка Юферев | Близ починка Андрюшки | На вятском пароходе | Долгий водный путь | Впечатления | Берендеевка | Билет в театр | Шаляпин в роли Бориса Годунова | Игра | Старинный альбом | Великие вятчане | Вспоминая Шаляпина | Она пела с Шаляпиным | Добровольская и Дзирне | Соловушка | Боялись говорить | Не ехал в Советы | Реабилитирован | Первая жена | Родственники в Кирове | Шаляпинские дни | Хроники | Краеведческий четверг | Шаляпинский центр | Авторы книги |

Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Автор произведения Автор: Борис Садырин Дата создания документа 18.01.2009, 12:01 18.01.2009, 12:01