На главную



Rambler's Top100

Критик Каратыгин о Шаляпине.


Книга "Вятский Шаляпин". Страница 36.

Многократно пережив и прочувствовав взятые у народа песни, певец возвращал их людям, России и миру. Отдавал щедро, с любовью. Очень многие современники певца — композиторы, музыкальные критики, музыковеды писали и говорили о Шаляпине как о «музыкальном трагике». Имея счастье видеть его на сцене в оперных спектаклях и на концертах, они воздавали должное ему не только как певцу, но и блестящему актеру.

О его голосе — настоящем basso-cantante они отзывались как о неповторимом, чудесном явлении. Он был ровен, красив, мягкого тембра. Федор Иванович голосом своим творил чудеса: звук на высоких и низких регистрах шел безгранично, свободно и легко.

Анализируя особенности шаляпинского творчества, известный музыкальный критик и педагог В.Г.Каратыгин в статье «Шаляпин» замечал, что композиторы Глинка, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков были в живейшем контакте с народно-песенной стихией, черпали материал для своих вдохновений из той же неисчерпаемой сокровищницы народного песнетворчества. Он назвал русский народ гениальнейшим композитором.

В статье В.Г.Каратыгина

Есть в моей, собранной годами коллекции грамзаписей Ф.И.Шаляпина, и народные песни. И я могу слушать «Лучинушку» в двух записях — 1908 и 1910 годов. Удивляюсь способности певца каждый раз находить неповторимые вокальные приемы. Радуюсь, при сравнении записей, и возросшему мастерству...То же самое можно сказать и о песне «Не велят Маше за реченьку ходить», записанной в шаляпинском исполнении дважды — в 1911 и 1929 годах. И тут у Федора Ивановича свои подходы. Запись 1911 года я воспринял, например, следующим образом: если первые две-три строфы песни звучат легко, без напряжения, с очень небольшой усмешечкой (ну и что из того, что не велят отец с матерью Маше за реченьку ходить да молодчика неженатого-холостенького любить; эка беда, подумаешь...), то в последующих этой легкости и в помине нет: глубоко страдает девушка, глаза заплаканы и душа-то девичья ой как болит.

Даже страшно становится за Машу: как-то она справится со своей горячей любовью. И голос певца тоже горюющий, страдающий, плачущий проникает глубоко и в нашу, в мою душу. Он, Шаляпин, заставляет сопереживать.

Певец оказался на огромной высоте, оказался способным, как пишет В.Каратыгин, «к перевоплощению в душу «коллективного автора» ее (песни — Б.С.) русского народа. Многим ли посильна такая задача?...Совершенно уверенно скажу, что не знаю лучшего певца русских песен, чем... Федор Иванович Шаляпин...Когда Шаляпин затягивает русскую песню, — перестаешь разбирать, что здесь от нее, что от него, что от моего увлечения изумительной художественной правдой и высоким мастерством исполнения».  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Каратыгин делится наблюдением, что с духом русской народной песни психика Шаляпина-исполнителя сливается безраздельно. Истоки этого явления — в «демократическом» происхождении Шаляпина, в детстве его на Волге — реке песен, в постоянном общении с народом-песельником, с любимой русской природой.

Друг и единомышленник певца С.В.Рахманинов сказал о нем: «Он пел так, как Толстой писал». Чтобы получить такую оценку да еще из уст очень требовательного к себе и другим профессионала, надо было петь отлично.

Читайте так же:


Меню книги "Вятский Шаляпин":
Вятский Шаляпин | О Федоре Ивановиче Шаляпине | Родина Шаляпина | Отец Шаляпина Иван Яковлевич | Кем был отец Шаляпина | Другие авторы о отце и сыне Шаляпиных | Семья и родственники Шаляпиных | Детство Шаляпина | Паспорт и брак Шаляпина | Рахманинов и братья Фёдор и Василий Шаляпин | Фото Ивана Яковлевича | Воспоминания о родителе | Не любил жить у сына | Переписка | Прощание | От Казани до Медведок | По Вятской губернии до Сырцево | В Вожгалах встречал Евграфов | Синкин | Мать | Федор о матери | Училище | Увлёкся оперой | Переезд в Астрахань | Первый контракт | Песня о песнях | Последнее пребывание в Самаре | Вася | По Италии | Мефистофель и Борис Годунов | Певал я часто с матушкой моей | Шаляпин на фонографе | Сергей Тимофеевич Коненков | Пели в дестве | В дневниках Бунина | Искал встречи с русской песней | Критик Каратыгин | Посещение Льва Толстого | Ванька | Плевицкая | Виктор Васнецов | Образ Ивана Грозного | Грозный и мельник | Фарлаф | Аполлинарий Васнецов | Савва Мамонтов | Рылов рисовал | Дружба земляков | Благотворительные концерты | Библиотека на родине | Елена Лобанова | Фотозагадка | Леонид Степанович | Книги на Вятку | Помощь Вятской губернии | Инкогнито | Деньги бедным | Невзгоды при новой власти | 120-летию | Вятское Шаляпинское общество | Приложение | К родословной | Фамилии из крестьянских | От Шелепиных до Шаляпиных | Родион Шаляпин | Бил челом Тимошка Юферев | Близ починка Андрюшки | На вятском пароходе | Долгий водный путь | Впечатления | Берендеевка | Билет в театр | Шаляпин в роли Бориса Годунова | Игра | Старинный альбом | Великие вятчане | Вспоминая Шаляпина | Она пела с Шаляпиным | Добровольская и Дзирне | Соловушка | Боялись говорить | Не ехал в Советы | Реабилитирован | Первая жена | Родственники в Кирове | Шаляпинские дни | Хроники | Краеведческий четверг | Шаляпинский центр | Авторы книги |

Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Автор произведения Автор: Борис Садырин Дата создания документа 12.01.2009, 18:36 12.01.2009, 18:36