На главную



Rambler's Top100

Она пела с Шаляпиным.


Книга "Вятский Шаляпин". Страница 77.

Имя А.И. Добровольской в начале 20-го столетия было очень популярным в среде музыкантов, поклонников театрального искусства, да и среди простых людей. Но затем это имя было незаслуженно забыто и не упоминается в многотомной «Музыкальной энциклопедии». Нет его и в монографиях, посвященных Большому театру. Почему? Да потому, что «врагов народа» на щит славы не поднимали и памятников им не ставили. Но обо всем по порядку.

Цецилия-Аврелия-Анна Иосифовна Добровольская родилась 22 ноября 1881 года в г. Белая Церковь на Украине в семье обедневших польских дворян. Родители были католиками, и по католической традиции ей было дано тройное имя. Отец умер еще до рождения дочери. Мать-белошвейка, чтобы дать дочери образование, переехала в Москву. В Московской гимназии Добровольская училась за счет одного мецената и пела в церковном хоре. Ее вокальные и музыкальные способности были столь яркими, что начальница гимназии буквально за руку привела девушку в консерваторию. Прослушивание было успешным, и Аврелия была принята в класс профессора В.М. Зарудной.

Цицелия-Аврелия-Анна Иосифовна Добровольская

В консерватории Добровольская училась вместе с А.В.Неждановой и Б.Р.Петровым. Именно этих троих певцов сразу же заметили музыкальные критики. По окончании консерватории Добровольская была удостоена большой серебряной медали. Золотая — у Антонины Васильевны Неждановой. После консерватории Аврелия поступила в качестве солистки в театр товарищества им. Солодовникова.

В 1904 г. она вышла замуж за известного инженера-химика Сормовского завода Константина Федоровича Бостанжогло. В этот же год мужа перевели на военный Саблинский завод в г. Санкт-Петербург.

В 1906 г. Добровольская переехала в Москву и поступила в театр Зимина. Именно здесь начало оттачиваться исполнительское мастерство актрисы. Чем привлекала к себе Добровольская? Особое внимание критики уделяли ее голосу. «Голос певицы — колоратурное сопрано — отличается красотой звука, эластичностью и выдающимся диапазоном, исполнение — яркостью, музыкальностью и темпераментом». («Костромской листок», 22 апреля 1903 г.).

В 1910 году произошло новое радостное событие: ее приняли в труппу Большого театра. Для Аврелии Иосифовны это были годы большого творческого подъема. Именно здесь, в Большом театре, она спела свои лучшие партии — Людмилы и Антонины в операх М.И. Глинки, Татьяны и Иол анты в операх П.И. Чайковского, Волховы, Снегурочки, Царевны-Лебедь в операх Н.А. Римского-Корсакова, Джильды, Дездемоны, Розины, Маргариты, Джульетты и другие. И все партии первого положения! Ее репертуар насчитывает свыше семидесяти партий. Немногие артисты могут похвастаться столь обширным репертуаром. В Большом театре начинается содружество Аврелии Иосифовны с Федором Ивановичем Шаляпиным.

В опере «Жизнь за царя» Добровольская репетирует в роли Антонины, Шаляпин — Сусанина. Болезнь последнего помешала им выступать вместе в этом спектакле. Однако в спектакле «Фауст» Добровольская встречается с Шаляпиным. Добровольская — Маргарита, Шаляпин — Мефистофель.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Следует заметить, что не сразу сложился ансамбль певицы с Шаляпиным. На репетициях певец очень мягко, с присущей ему иронией поправляет певицу: «Аврелечка, дорогая, Вы вступаете на 1/32 позже, чем нужно».

Спектакли с участием Ф.И. Шаляпина были особенно трудны для его партнеров по сцене. Огромный артистический талант великого певца, его гениальная музыкальность выделяли артиста порою очень резко из всего ансамбля. Об этом образно и ярко высказался Н. Кашкин: «...разница в стиле получалась такая, как будто г. Шаляпин пел музыку одного композитора, а все остальные — другого». ( «Русские ведомости», 5 октября 1887 г.). Впрочем, рецензенты отмечали художественную слитность Шаляпина с дирижером Рахманиновым и Тосканини.

Аврелия Иосифовна пела не только в операх, но и в веселых, жизнерадостных опереттах. Она спела партии Эвридики в «Орфее в аду» Оффенбаха, Клириты в «Дочери мадам Анго» Лекока, Жармен в «Корневильских колоколах» Планкетта.

Читайте так же:


Меню книги "Вятский Шаляпин":
Вятский Шаляпин | О Федоре Ивановиче Шаляпине | Родина Шаляпина | Отец Шаляпина Иван Яковлевич | Кем был отец Шаляпина | Другие авторы о отце и сыне Шаляпиных | Семья и родственники Шаляпиных | Детство Шаляпина | Паспорт и брак Шаляпина | Рахманинов и братья Фёдор и Василий Шаляпин | Фото Ивана Яковлевича | Воспоминания о родителе | Не любил жить у сына | Переписка | Прощание | От Казани до Медведок | По Вятской губернии до Сырцево | В Вожгалах встречал Евграфов | Синкин | Мать | Федор о матери | Училище | Увлёкся оперой | Переезд в Астрахань | Первый контракт | Песня о песнях | Последнее пребывание в Самаре | Вася | По Италии | Мефистофель и Борис Годунов | Певал я часто с матушкой моей | Шаляпин на фонографе | Сергей Тимофеевич Коненков | Пели в дестве | В дневниках Бунина | Искал встречи с русской песней | Критик Каратыгин | Посещение Льва Толстого | Ванька | Плевицкая | Виктор Васнецов | Образ Ивана Грозного | Грозный и мельник | Фарлаф | Аполлинарий Васнецов | Савва Мамонтов | Рылов рисовал | Дружба земляков | Благотворительные концерты | Библиотека на родине | Елена Лобанова | Фотозагадка | Леонид Степанович | Книги на Вятку | Помощь Вятской губернии | Инкогнито | Деньги бедным | Невзгоды при новой власти | 120-летию | Вятское Шаляпинское общество | Приложение | К родословной | Фамилии из крестьянских | От Шелепиных до Шаляпиных | Родион Шаляпин | Бил челом Тимошка Юферев | Близ починка Андрюшки | На вятском пароходе | Долгий водный путь | Впечатления | Берендеевка | Билет в театр | Шаляпин в роли Бориса Годунова | Игра | Старинный альбом | Великие вятчане | Вспоминая Шаляпина | Она пела с Шаляпиным | Добровольская и Дзирне | Соловушка | Боялись говорить | Не ехал в Советы | Реабилитирован | Первая жена | Родственники в Кирове | Шаляпинские дни | Хроники | Краеведческий четверг | Шаляпинский центр | Авторы книги |

Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Автор произведения Автор: Борис Садырин Дата создания документа 21.01.2009, 11:28 21.01.2009, 11:28