На главную



Rambler's Top100

Певал я часто с матушкой моей.


Книга "Вятский Шаляпин". Страница 30.

Певал я часто с матушкой моей
Любимая матушка Евдокия Михайловна оказала большое влияние на Федора Ивановича. Но и отец — Иван Яковлевич Шаляпин не остался в стороне.
В памяти мальчика запечатлелось удивительное «представление», когда подвыпивший отец пел очень высоким, почти женским голосом. Песня состояла и набора каких-то нелепых слов:

Сиксаникма,
Четвертакма.
Тазанитма,
Сулейматма.
Усеум та.
Биштиникма!
Дыгин, дыгин,
Дыгин, дыгин!


Федор и позднее не мог решиться спросить отца, что это за песня с исковерканными, полутатарскими словами.

А вообще голос у отца был приятный. Если и пел, то, как и мать, пел старательно и душевно. Артист Петербургского театра музыкальной драмы, театральный деятель С.Ю.Левик в своих «Записках оперного певца» вспоминал: «Возвратился ночью мельник, — начинает Шаляпин гениальную шутку Даргомыжского. Слова произносятся предельно просто, но «деловито», как, по словам Шаляпина, пели его мать и отец..., но слову «возвратился» предшествует какое-то еле уловимое придыхание. И из этого придыхания вы узнаете, что не с работы и уж никак не из церкви возвратился мельник, а хотя бы из кабачка...».

Мы располагаем свидетельствами многочисленных очевидцев и самого певца об истоках огромной любви к песне с детских лет. И уже говорили о благотворном влиянии на Шаляпина церковных песнопений, в которых он с радостью участвовал. Именно здесь он усвоил нотную грамоту, научился петь с листа. Но все, связанное с притяжением Федора Ивановича к песне, началось значительно раньше. «Страницы из моей жизни» Ф.И.Шаляпин начинает изумительно ярким, запоминающимся описанием домашних вечеров в деревне Ометовой (официально называлась Ометьево) под Казанью. За далью лет видится ветхий домишко мельника Тихона Карповича Григорьева и его жены Марии Кирилловны. Почти по окна он врос в землю. Сюда переехали Шаляпины из Казани. Пятилетний Федя с полатей наблюдает с интересом, как мать, соседки да жена мельника усаживаются и начинают прясть пряжу.

Комната освещена неровным и неярким светом лучины. По стенам ползают какие-то сказочные тени. А за окном — монотонный осенний дождь.
Женщины прядут и рассказывают истории разные, одна страшнее другой: об умершем муже, прилетающем по ночам к молодой вдове; о Боге, превратившем архангела Сатанаила в Сатану, а существо Миху — в архистратига Михаила.

Мальчик слушал и ждал, когда рассказчицы, наконец, начнут петь. А песни все нет, только слышно жужжание веретен, да слабое потрескивание лучины, да вздохи ветра в трубе.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

И вдруг кто-то из женщин робко и очень негромко начинает:

Снежки белые, пушистые
Покрывают все поля.
Одного лишь не покрыли —.
Поле горя моего...


А вслед за этими словами чистые женские голоса заполняют жалостью и грустью сумерки избы: На том поле есть кусточек, Одинешенек стоит... Он не сохнет и не вянет, И листочков на нем нет. И различает Федя среди голосов родной голос матери. Он рвется куда-то, словно стремится их этих стен в большое зимнее поле:

Пойду-выйду в чисто поле,
Сяду там на бугорок.
Посмотрю я в ту сторонку,
Где мой миленький живет...


Федор Иванович говорил о своем детском восприятии этой песни: «Под грустные слова песни душа моя тихонько грезила о чем-то, я... мчался по полям среди пушистых снегов...» 

Читайте так же:


Меню книги "Вятский Шаляпин":
Вятский Шаляпин | О Федоре Ивановиче Шаляпине | Родина Шаляпина | Отец Шаляпина Иван Яковлевич | Кем был отец Шаляпина | Другие авторы о отце и сыне Шаляпиных | Семья и родственники Шаляпиных | Детство Шаляпина | Паспорт и брак Шаляпина | Рахманинов и братья Фёдор и Василий Шаляпин | Фото Ивана Яковлевича | Воспоминания о родителе | Не любил жить у сына | Переписка | Прощание | От Казани до Медведок | По Вятской губернии до Сырцево | В Вожгалах встречал Евграфов | Синкин | Мать | Федор о матери | Училище | Увлёкся оперой | Переезд в Астрахань | Первый контракт | Песня о песнях | Последнее пребывание в Самаре | Вася | По Италии | Мефистофель и Борис Годунов | Певал я часто с матушкой моей | Шаляпин на фонографе | Сергей Тимофеевич Коненков | Пели в дестве | В дневниках Бунина | Искал встречи с русской песней | Критик Каратыгин | Посещение Льва Толстого | Ванька | Плевицкая | Виктор Васнецов | Образ Ивана Грозного | Грозный и мельник | Фарлаф | Аполлинарий Васнецов | Савва Мамонтов | Рылов рисовал | Дружба земляков | Благотворительные концерты | Библиотека на родине | Елена Лобанова | Фотозагадка | Леонид Степанович | Книги на Вятку | Помощь Вятской губернии | Инкогнито | Деньги бедным | Невзгоды при новой власти | 120-летию | Вятское Шаляпинское общество | Приложение | К родословной | Фамилии из крестьянских | От Шелепиных до Шаляпиных | Родион Шаляпин | Бил челом Тимошка Юферев | Близ починка Андрюшки | На вятском пароходе | Долгий водный путь | Впечатления | Берендеевка | Билет в театр | Шаляпин в роли Бориса Годунова | Игра | Старинный альбом | Великие вятчане | Вспоминая Шаляпина | Она пела с Шаляпиным | Добровольская и Дзирне | Соловушка | Боялись говорить | Не ехал в Советы | Реабилитирован | Первая жена | Родственники в Кирове | Шаляпинские дни | Хроники | Краеведческий четверг | Шаляпинский центр | Авторы книги |

Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Автор произведения Автор: Борис Садырин Дата создания документа 11.01.2009, 14:13 11.01.2009, 14:13