На главную



Rambler's Top100

Образ Ивана Грозного помог найти портрет работы В.Васнецова.


Книга "Вятский Шаляпин". Страница 41.

Этому разговору двух земляков предшествовали значительные события. И прежде всего то, что в сентябре 1896 года артист императорской оперы Шаляпин вступил в состав труппы русской частной оперы. Настойчивость С.И.Мамонтова победила, хотя в театральных кругах Москвы было много разговоров о чересчур решительном шаге молодого артиста Шаляпина. О том, что господин Шаляпин чуть ли не зря ушел из казенной оперы, что ему предназначались партии Олоферна, Мефистофеля, а также посылка за границу.

Но дело было сделано. И Шаляпин в частной русской опере пел в «Жизни за царя», «Фаусте», «Русалке», «Демоне», «Князе Игоре» и других оперных спектаклях. Пел, по отзывам прессы, талантливо. Одна из московских газет заявляла своим читателям: «...Для одного г.Шаляпина надо уже идти на «Игоря»... Г.Шаляпин — такой Галицкий, какого до сих пор не видели ни Москва, ни Петербург».

И в это же время, видимо, шла подготовка к постановке оперы Римского-Корсакова «Псковитянка». 9 декабря 1896 года на сцене Солодовниковского театра состоялась генеральная репетиция «Псковитянки», а 12 декабря — ее премьера, в пользу пенсионного фонда кассы взаимопомощи литераторов и ученых. 23-летний Федор Шаляпин впервые в роли Ивана Грозного. Над декорациями к опере работали В.Васнецов и К.Коровин. Премьера прошла успешно. М.В.Нестеров, побывав в театре на одном из представлений «Псковитянки», отметил огромнейший успех великолепного артиста Шаляпина. Как художник он обратил внимание и на грим: «Грим его напоминает грозного царя, каким его представлял себе Виктор Васнецов в том великолепном этюде, что послужил ему потом для картины. Сцена убийства очень близка к репинской...

Долго не появлялся Шаляпин на неистовые вызовы. Предстал он перед нами неожиданно, без грима, без шлема, в тяжелых боевых доспехах... Предстал как-то неуклюже. Перед нами стоял и кланялся благодушный, белобрысый огромного роста парень». Художник вспоминал, однажды они встретились с Федором Ивановичем в Обществе любителей художеств. Артист со всеми перезнакомился, много и охотно пел и выглядел совсем юным: «Огромного роста — вятское, немного бабье лицо было умно, легко преображалось в соответствии с тем, что требовалось ему. Он был или казался тогда простодушным, доверчивым...»

И через несколько строк следует замечание Нестерова о том, как менялся Шаляпин по мере роста его признания, роста и развития его таланта: «Словом, теперь это далеко уже не был тот благодушный вятский паренек, что явился однажды перед изумленными москвичами. О, нет, — это было совсем иное, — это был уже властный, деспотичный владыка сцены». Интересные, тепло написанные воспоминания М.В.Нестеров оставил о двух художниках — земляках Шаляпина: В.М.Васнецове и А.А.Рылове. Виктор Михайлович — человек высокий, пропорционального сложения, типичный северянин-вятич с русой бородой, с русыми волосами. Успех и признание не с неба упали. Поработать Шаляпину пришлось немало, особенно в поиске правильной интонации. Сколько ни страдал, ни мучился артист — Ивана Грозного не получалось. Ночей не спал, читал книги, роль выучил назубок, но на репетициях получалось скучно и неинтересно. Кончилось тем, что на одной из репетиций он так разнервничался, что разорвал клавир, ушел в уборную и заплакал.

 Савва Иванович помог и здесь Шаляпину. Посмотрел он на его игру, услышал его фразу — слова Грозного, обращенные к псковскому наместнику боярину Токмакову: «Войти аль нет?» И сказал-то после этого Мамонтов артисту всего-навсего такие слова:

— Хитряга и ханжа у вас в Иване есть, а вот Грозного нет.

Шаляпина словно озарило. И первую фразу: «Войти аль нет?» он произносит уже не ехидно, не по-ханжески, а могуче и грозно, жестоко и издевательски. Царь-Шаляпин свирепо при этом озирает комнату. И все пошло как надо, все задрожало...

Бесспорно, не пропали даром усердные поиски Шаляпина и внешнего образа Грозного. Это была тоже очень серьезная работа. В поисках лица Грозного он ходил в Третьяковскую галерею, смотрел картины Шварца, Репина, скульптуру Антокольского. Но все равно чего-то недоставало. И тут кто-то сказал ему, что у инженера Чоколова есть портрет Грозного работы В.Васнецова. Шаляпин, увидев его, был изумлен. Кажется, лицо Грозного найдено. Царь огненным темным глазом смотрел куда-то в сторону. Так, соединив Репина, Васнецова и Шварца, он сделал довольно удачный грим, нашел верную фигуру.  Snowmobile goggles переделка мерседес спринтера.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

В.М.Васнецов "Иван Грозный"

Виктор Михайлович в то время часто бывал в Мамонтовском театре. Когда готовилась постановка «Псковитянки», В.М.Васнецов, по просьбе С.И.Мамонтова, был автором костюмов оперных героев. Он знал время и архитектуру старой Москвы, пытался проникнуть в образ Грозного. С этой целью бродил по Кремлю, по узким проходам храма Василия Блаженного и старался представить себе облик Грозного-царя, услышать поступь его шагов, удары посоха и властный голос.

Читайте так же:


Меню книги "Вятский Шаляпин":
Вятский Шаляпин | О Федоре Ивановиче Шаляпине | Родина Шаляпина | Отец Шаляпина Иван Яковлевич | Кем был отец Шаляпина | Другие авторы о отце и сыне Шаляпиных | Семья и родственники Шаляпиных | Детство Шаляпина | Паспорт и брак Шаляпина | Рахманинов и братья Фёдор и Василий Шаляпин | Фото Ивана Яковлевича | Воспоминания о родителе | Не любил жить у сына | Переписка | Прощание | От Казани до Медведок | По Вятской губернии до Сырцево | В Вожгалах встречал Евграфов | Синкин | Мать | Федор о матери | Училище | Увлёкся оперой | Переезд в Астрахань | Первый контракт | Песня о песнях | Последнее пребывание в Самаре | Вася | По Италии | Мефистофель и Борис Годунов | Певал я часто с матушкой моей | Шаляпин на фонографе | Сергей Тимофеевич Коненков | Пели в дестве | В дневниках Бунина | Искал встречи с русской песней | Критик Каратыгин | Посещение Льва Толстого | Ванька | Плевицкая | Виктор Васнецов | Образ Ивана Грозного | Грозный и мельник | Фарлаф | Аполлинарий Васнецов | Савва Мамонтов | Рылов рисовал | Дружба земляков | Благотворительные концерты | Библиотека на родине | Елена Лобанова | Фотозагадка | Леонид Степанович | Книги на Вятку | Помощь Вятской губернии | Инкогнито | Деньги бедным | Невзгоды при новой власти | 120-летию | Вятское Шаляпинское общество | Приложение | К родословной | Фамилии из крестьянских | От Шелепиных до Шаляпиных | Родион Шаляпин | Бил челом Тимошка Юферев | Близ починка Андрюшки | На вятском пароходе | Долгий водный путь | Впечатления | Берендеевка | Билет в театр | Шаляпин в роли Бориса Годунова | Игра | Старинный альбом | Великие вятчане | Вспоминая Шаляпина | Она пела с Шаляпиным | Добровольская и Дзирне | Соловушка | Боялись говорить | Не ехал в Советы | Реабилитирован | Первая жена | Родственники в Кирове | Шаляпинские дни | Хроники | Краеведческий четверг | Шаляпинский центр | Авторы книги |

Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Автор произведения Автор: Борис Садырин Дата создания документа 12.01.2009, 20:11 12.01.2009, 20:11