На главную



Rambler's Top100

Шаляпин и Рахманинов посещают Льва Николаевича Толстого.


Книга "Вятский Шаляпин". Страница 37.

С Рахманиновым у Шаляпина было связано одно из интереснейших воспоминаний — о том, как они посещали Л.Н.Толстого. Он написал об этом в главе «Русские люди», части первой своей книги «Маска и душа».

Встреча состоялась 9 января 1900 года в Москве, в Хамовниках. Хозяева встретили радушно, предложили чаю, «но не до чаю было мне. Я очень волновался. Подумать только, мне предстояло в первый раз в жизни взглянуть в лицо и глаза человеку, слова и мысли которого волновали весь мир. До сих пор я видел Льва Николаевича только на портретах. И вот он живой!.. Я увидел фигуру, кажется, ниже среднего роста, что меня крайне удивило, — по фотографиям Лев Николаевич представлялся мне не только духовным, но и физическим гигантом — высоким, могучим и широким в плечах... Моя проклятая слуховая впечатлительность (профессиональная) и в эту многозначительную минуту отметила, что Лев Николаевич заговорил со мной голосом как будто дребезжащим... Он просто и мило протянул мне руку и о чем-то меня спросил, вроде того, давно ли я служу в театре, я — такой молодой мальчик... Сережа Рахманинов... тоже волновался...»
Лев Николаевич Толстой встречался с Шаляпиным и Рахманиновым

Шаляпин по просьбе спел балладу «Судьба» Рахманинова. Но Лев Николаевич ничего не сказал, он только спросил:

— Какая музыка нужнее людям — музыка ученая или народная?

Федор Иванович пел еще, исполнил «между прочим песню Даргомыжского на слова Беранже «Старый капрал». Как раз против меня сидел Лев Николаевич, засунув обе руки за ременный пояс своей блузы. Нечаянно бросая на него время от времени взгляд, я заметил, что он с интересом следит за моим лицом, глазами и ртом. Когда я со слезами говорил последние слова расстреливаемого солдата: «Дай бог домой вам вернуться», — Толстой вынул из-за пояса руку и вытер скатившиеся у него две слезы…».

Пел Шаляпин и «Ноченьку»... Сын писателя С.Л.Толстой в своих «Очерках былого» (М., 1949) рассказал, что Лев Николаевич потом сказал своим: Шаляпин песню «Ноченька» поет по народному, без вычурности и подделки под народный стиль, остальные же произведения, в том числе «Судьба» Рахманинова и «Блоха» Мусоргского, ему не понравились.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Я очень люблю «Ноченьку» в исполнении Ф.И.Шаляпина. В моей домашней фонотеке есть две записи шаляпинской «Ноченьки» — 1910 и 1930 (с фортепьяно) годов. Имеется еще одна запись этой песни с фортепьяно, но существенно отличающаяся от записи 1930 года. Год ее на диске не обозначен. Не можем мы ее отнести и к записи «Ноченьки» 1901 года, так как она была без музыкального сопровождения. (См. И.Боярский. Граммофонные записи Ф.И.Шаляпина). Желая послушать «Ноченьку», я почему-то отдаю предпочтение варианту 1910 года. Да и оказалось, что он был приближен к той самой «Ноченьке», которую Федор Шаляпин пел у Л.Н.Толстого. Меня всегда поражает огромная эспрессия певца, нежность и мощь его голоса, даже какой-то особый тембр, когда Шаляпин начинает выводить:

Эх, ты, ноченька,
Ночка темная.
Ночка темная,
Ночь осенняя.


Певец словно делится с кем-то, жалуется на свою судьбу, ищет и ждет, кажется, отклика на свой вопрос:

С кем-то ноченьку,
Ой, с кем осеннюю,
С кем тоскливую
Коротать буду?


И тоже тоскливо объясняет:

Нет ни батюшки,
Нет ни матушки.


И заявляет вдруг с каким-то подъемом:

Только есть, да есть
Одна зазнобушка.


И с чувством огромной горечи бросает выразительно, громко и мощно, без всякой надежды:

Только есть да есть
Одна зазнобушка,
Да и та со мной
Не в любви живет.


И затихает долго-долго звук, полный уныния и тоски. Звук русской народной песни. 

Читайте так же:


Меню книги "Вятский Шаляпин":
Вятский Шаляпин | О Федоре Ивановиче Шаляпине | Родина Шаляпина | Отец Шаляпина Иван Яковлевич | Кем был отец Шаляпина | Другие авторы о отце и сыне Шаляпиных | Семья и родственники Шаляпиных | Детство Шаляпина | Паспорт и брак Шаляпина | Рахманинов и братья Фёдор и Василий Шаляпин | Фото Ивана Яковлевича | Воспоминания о родителе | Не любил жить у сына | Переписка | Прощание | От Казани до Медведок | По Вятской губернии до Сырцево | В Вожгалах встречал Евграфов | Синкин | Мать | Федор о матери | Училище | Увлёкся оперой | Переезд в Астрахань | Первый контракт | Песня о песнях | Последнее пребывание в Самаре | Вася | По Италии | Мефистофель и Борис Годунов | Певал я часто с матушкой моей | Шаляпин на фонографе | Сергей Тимофеевич Коненков | Пели в дестве | В дневниках Бунина | Искал встречи с русской песней | Критик Каратыгин | Посещение Льва Толстого | Ванька | Плевицкая | Виктор Васнецов | Образ Ивана Грозного | Грозный и мельник | Фарлаф | Аполлинарий Васнецов | Савва Мамонтов | Рылов рисовал | Дружба земляков | Благотворительные концерты | Библиотека на родине | Елена Лобанова | Фотозагадка | Леонид Степанович | Книги на Вятку | Помощь Вятской губернии | Инкогнито | Деньги бедным | Невзгоды при новой власти | 120-летию | Вятское Шаляпинское общество | Приложение | К родословной | Фамилии из крестьянских | От Шелепиных до Шаляпиных | Родион Шаляпин | Бил челом Тимошка Юферев | Близ починка Андрюшки | На вятском пароходе | Долгий водный путь | Впечатления | Берендеевка | Билет в театр | Шаляпин в роли Бориса Годунова | Игра | Старинный альбом | Великие вятчане | Вспоминая Шаляпина | Она пела с Шаляпиным | Добровольская и Дзирне | Соловушка | Боялись говорить | Не ехал в Советы | Реабилитирован | Первая жена | Родственники в Кирове | Шаляпинские дни | Хроники | Краеведческий четверг | Шаляпинский центр | Авторы книги |

Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Автор произведения Автор: Борис Садырин Дата создания документа 12.01.2009, 18:59 12.01.2009, 18:59