На главную



Rambler's Top100

Шаляпин и Сергей Тимофеевич Коненков.


Книга "Вятский Шаляпин". Страница 32.

Вот на какие размышления навел журнал «Клуб и художественная самодеятельность». Интересно, что в том же, 12-ом номере журнала были напечатаны фотографии певца и воспоминания Е.Д.Стасовой, А.А.Виноградова, Н.А.Обуховой, Н.П.Кончаловской о незабываемых встречах с Шаляпиным.

Н.П.Кончаловская была, например, свидетельницей встречи и разговора двух гениев — С.Т.Коненкова и Ф.И.Шаляпина: «... Об одном эпизоде в коненковской студии я и расскажу. Это был девятнадцатый год. Зимой отопления не было, и дворник Сергея Тимофеевича, Григорий, бывший его помощником и другом большим..., сложил в мастерской кирпичную печечку, возле нее зимними вечерами собирались друзья. И вот к этой печке однажды пришел Федор Иванович, снял доху и оказался в белом джемпере с высоким воротом, в белых валенках, весь такой белый, стройный, с пшеничными бровями... И вдруг Сергей Тимофеевич ему сказал: «Слушай, Федор Иванович, а ведь мы с тобой оба русские мужики. Ты из вятских, я из смоленских. Ты вот, гляди, какой белый березовый ствол, а я, как темная дубовая кора». А Коненков тогда был еще не седой, темный, с темной бородкой. Любил носить красную рубаху — косоворотку. И продолжал: «Тебе бог дал великолепный слух, несравненный голос, а мне бог дал верный глаз и вот эти руки. Посмотри, какие у меня руки.» А руки у Сергея Тимофеевича были великолепные, когда он их клал на стол, отдыхая, то такое было впечатление, что руки им самим вырезаны из темного дерева.

Длинные пальцы, сильные — удивительные руки. И вот в ответ Федор Иванович и скажи: «У меня самого руки сильные, смотри, какая у меня рука». И вот они взялись ладонь в ладонь, упершись в стол, и стали бороться. И тут дядя Григорий вдруг подошел и говорит: «Сергей Тимофеевич, бросьте, бросьте, поломаете вы ручку Федору Ивановичу. Ну, как он выйдет на сцену, ему ведь распахнуться надо.». Ну, посмеялись оба. И, правда, перестали тягаться... Мне тогда было шестнадцать лет, и я вряд ли как следует осознавала, какие два русских богатыря, какие два таланта тягаются в силе». Воспоминания Н.П.Кончаловской о встрече с «вятским мужиком» Шаляпиным, видимо, публиковались впервые.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Ирина Федоровна, дочь певца, вспоминала, что не раз в мастерской Сергея Тимофеевича устраивались концерты — Шаляпин пел русские песни: для Коненкова он мог петь часами. Примечательно то, что в нашем областном художественном музее имени В.М. и А.М.Васнецовых посетители могут видеть скульптурный портрет великого певца работы С.Т.Коненкова.

Скульпутра Коненкова "Портрет Федора Ивановича Шаляпина"

В 1924 году скульптор в Америке в Нью-Йорке начал лепить Шаляпина и писал, что вместе с Федором Ивановичем работают над его портретом. Бюст в 1925 году был отлит в гипсе. В мрамор этот портрет скульптор начал переводить в 1952 году в Москве. А в 1954 году, как говорила в своей информации «Песня в мраморе» старший научный сотрудник музея Г.Исупова, эта работа С.Т.Коненкова была приобретена нашим музеем через Министерство культуры СССР.

Читайте так же:


Меню книги "Вятский Шаляпин":
Вятский Шаляпин | О Федоре Ивановиче Шаляпине | Родина Шаляпина | Отец Шаляпина Иван Яковлевич | Кем был отец Шаляпина | Другие авторы о отце и сыне Шаляпиных | Семья и родственники Шаляпиных | Детство Шаляпина | Паспорт и брак Шаляпина | Рахманинов и братья Фёдор и Василий Шаляпин | Фото Ивана Яковлевича | Воспоминания о родителе | Не любил жить у сына | Переписка | Прощание | От Казани до Медведок | По Вятской губернии до Сырцево | В Вожгалах встречал Евграфов | Синкин | Мать | Федор о матери | Училище | Увлёкся оперой | Переезд в Астрахань | Первый контракт | Песня о песнях | Последнее пребывание в Самаре | Вася | По Италии | Мефистофель и Борис Годунов | Певал я часто с матушкой моей | Шаляпин на фонографе | Сергей Тимофеевич Коненков | Пели в дестве | В дневниках Бунина | Искал встречи с русской песней | Критик Каратыгин | Посещение Льва Толстого | Ванька | Плевицкая | Виктор Васнецов | Образ Ивана Грозного | Грозный и мельник | Фарлаф | Аполлинарий Васнецов | Савва Мамонтов | Рылов рисовал | Дружба земляков | Благотворительные концерты | Библиотека на родине | Елена Лобанова | Фотозагадка | Леонид Степанович | Книги на Вятку | Помощь Вятской губернии | Инкогнито | Деньги бедным | Невзгоды при новой власти | 120-летию | Вятское Шаляпинское общество | Приложение | К родословной | Фамилии из крестьянских | От Шелепиных до Шаляпиных | Родион Шаляпин | Бил челом Тимошка Юферев | Близ починка Андрюшки | На вятском пароходе | Долгий водный путь | Впечатления | Берендеевка | Билет в театр | Шаляпин в роли Бориса Годунова | Игра | Старинный альбом | Великие вятчане | Вспоминая Шаляпина | Она пела с Шаляпиным | Добровольская и Дзирне | Соловушка | Боялись говорить | Не ехал в Советы | Реабилитирован | Первая жена | Родственники в Кирове | Шаляпинские дни | Хроники | Краеведческий четверг | Шаляпинский центр | Авторы книги |

Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Автор произведения Автор: Борис Садырин Дата создания документа 11.01.2009, 14:52 11.01.2009, 14:52