На главную



Rambler's Top100

Шаляпин впервые записывает песни на фонографе.


Книга "Вятский Шаляпин". Страница 31.

Иногда, под настроение, я слушаю эту песню, запись которой попала ко мне несколько необычным образом.

В феврале 1983 года, к 110-летию со дня рождения Ф.И.Шаляпина, в газете «Известия» было сообщено: в Центральном государственном архиве звукозаписей СССР обнаружены два фоновалика. На полустершихся от времени фонографических валиках, как утверждали специалисты, были записаны напетые, по всей видимости, молодым Шаляпиным две русские народные песни. При исследовании и изучении большой архивной коллекции грамзаписей певца пластинок с этими песнями не оказалось.

Известно, что в 1896 году Шаляпин делает первые опыты записи своего голоса на фонографе. В 1898 году на фонографе же производятся любительские записи голоса Ф.И.Шаляпина. Среди них запись народной песни «Ноченька». Но певец, видимо, не был удовлетворен качеством звучания и прекратил записываться на фонографе.

Фонограф

Прошло несколько месяцев, и в 12-ом июньском номере журнала «Клуб и художественная самодеятельность» на вкладной пластинке были представлены эти уникальные записи: воспоминания Н.А.Обуховой о великом русском певце, песни «Снежки белые, пушистые» и «Все-то я глазки проглядела». Одна из них — «Снежки белые, пушистые» при прослушивании оказалась схожей с песней «Снеги белые, пушистые», записанной братом художников Васнецовых, учителем Александром Михайловичем Васнецовым в селе Рябово (Вятский уезд) и опубликованной в его известной книге «Песни северо-восточной России, записанные в Вятской губернии в 1868—1894 гг.»

Вариант записи учителя приведен мною ранее. А вот как исполнил ее певец:

Снежки белым, пушистым
Покрывали все полм.
Одново да полм не покрыто,
Полм лютово мово,
Одново да полм, полм не покрыто,
Полм лютово мово.
Я пойду да в это чисто поле
Слезку теплую пролью.
В этом поле есть кусточек
Одинешенек стоит...


И все. К сожалению, не очень качественная запись на этом обрывается: видимо, не хватило фоновалика. Возможна и какая-либо другая причина. Но и эти строки песни позволяют еще раз и более уверенно сделать вывод о том, что найдена уже седьмая песня, которую, образно говоря, певец получил в наследство от своей матери. И с правильностью этого вывода был солидарен Иван Александрович Мохирев — известный кировский ученый, собиратель и исследователь вятского фольклора, о чем он сообщил при встрече со мной в августе 1983 года.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Несколько лет назад Мохирев писал: «Из двадцати четырех народных песен, которые пел Шаляпин как на концертах, так и оставил в записи на грампластинках, шесть, то есть четвертая часть, получены им от родной матери Авдотьи Михайловны... Таковы «Лучинушка», «Эх, ты, Ваня», «Не велят Маше», «Прощай, радость», «Ноченька», «Как по ельничку»...»

К этим шести песням прибавилась еще одна: «Снежки белые, пушистые».

И еще: я не могу решительно утверждать, что вторая песня с фоновалика «Все-то глазки проглядела» не имеет вятской песенной основы и что ее не пела мать Федора Ивановича. Вспомним его слова: «... начинали петь заунывные песни... о девичьей тоске...» А в песне Шаляпин поет о том, что все глазки млада проглядела, ожидаючи дружка милого, тоскуя о нем. 

Читайте так же:


Меню книги "Вятский Шаляпин":
Вятский Шаляпин | О Федоре Ивановиче Шаляпине | Родина Шаляпина | Отец Шаляпина Иван Яковлевич | Кем был отец Шаляпина | Другие авторы о отце и сыне Шаляпиных | Семья и родственники Шаляпиных | Детство Шаляпина | Паспорт и брак Шаляпина | Рахманинов и братья Фёдор и Василий Шаляпин | Фото Ивана Яковлевича | Воспоминания о родителе | Не любил жить у сына | Переписка | Прощание | От Казани до Медведок | По Вятской губернии до Сырцево | В Вожгалах встречал Евграфов | Синкин | Мать | Федор о матери | Училище | Увлёкся оперой | Переезд в Астрахань | Первый контракт | Песня о песнях | Последнее пребывание в Самаре | Вася | По Италии | Мефистофель и Борис Годунов | Певал я часто с матушкой моей | Шаляпин на фонографе | Сергей Тимофеевич Коненков | Пели в дестве | В дневниках Бунина | Искал встречи с русской песней | Критик Каратыгин | Посещение Льва Толстого | Ванька | Плевицкая | Виктор Васнецов | Образ Ивана Грозного | Грозный и мельник | Фарлаф | Аполлинарий Васнецов | Савва Мамонтов | Рылов рисовал | Дружба земляков | Благотворительные концерты | Библиотека на родине | Елена Лобанова | Фотозагадка | Леонид Степанович | Книги на Вятку | Помощь Вятской губернии | Инкогнито | Деньги бедным | Невзгоды при новой власти | 120-летию | Вятское Шаляпинское общество | Приложение | К родословной | Фамилии из крестьянских | От Шелепиных до Шаляпиных | Родион Шаляпин | Бил челом Тимошка Юферев | Близ починка Андрюшки | На вятском пароходе | Долгий водный путь | Впечатления | Берендеевка | Билет в театр | Шаляпин в роли Бориса Годунова | Игра | Старинный альбом | Великие вятчане | Вспоминая Шаляпина | Она пела с Шаляпиным | Добровольская и Дзирне | Соловушка | Боялись говорить | Не ехал в Советы | Реабилитирован | Первая жена | Родственники в Кирове | Шаляпинские дни | Хроники | Краеведческий четверг | Шаляпинский центр | Авторы книги |

Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Автор произведения Автор: Борис Садырин Дата создания документа 11.01.2009, 14:36 11.01.2009, 14:36