На главную



Rambler's Top100

Великие вятчане в квартире Ираиды Евгеньевны.


Книга "Вятский Шаляпин". Страница 75. Надежда Перминова.

Детство. На соседней улице умер высокий пожилой господин — инженер КВЖД. Его жена, Ираида Евгеньевна ходила к нам за молоком. Ее сопровождали три одновозрастных пса — Атос, Портос и Арамис — через них я узнала о существовании такого писателя как Дюма. Пока они выясняли свои отношения с нашими жучками и мурзами, вдова, всегда тщательно одетая и причесанная, сетовала моей обездоленной маме на жизнь. А мама, битая и тертая, советовала ей, как извернуться и выжить. Дом и рояль вдове пришлось продать, чтобы рассчитаться с врачами и купить квартиру из комнаты и кухонки. Ираида Евгеньевна имела приличное образование, знала языки, но, будучи за обеспеченным мужем, никогда не работала и прокормить себя не знала как. По совету мамы она продала столовое серебро и купила корову, чтобы питаться самой, кормить «мушкетеров» и продавать молоко, как это делала мама. Но коровы она боялась, и мы ходили с мамой обучать ее искусству общения. Мне эти уроки были не интересны, и я оставалась в ее маленькой квартирке, где был для меня необыкновенный мир: на комоде стояли флакончики, коробочки, лежала помада, шпильки, гребешки, брошечки. На этажерке стояли толстые красивые книги и изящные статуэтки, в шкафу висели бар-хатные платья с серебряными пуговицами. А на стене над комодом помещались две резные круглые тарелки из золотистого дерева, а на донце у них были картины: три богатыря на одном и Иван-царевич на сером волке — на другом. Между тарелок посередине висел в легкой металлической витой раме портрет — профиль гордого барина, а внизу наискосок шла его размашистая роспись.
Братья Васнецовы
Сказки я знала и потому маленькие копии с картин Виктора Васнецова втягивали меня в свой мир, в древнюю сказочную и былинную Русь. И были они для меня бесспорны как документ, как доказательство страны, которая существует и называется родина. И не возникало сомнений, что художник, воспроизведший наглядно то, что было предками оставлено в слове, сам из того мира, сам это видел, пережил, сиживал на этих могучих лошадях, от поступи которых земля гудит, сам рыскал на волке в пугающем замшелом ельнике. Когда я вглядывалась в них, какие-то смутные чувства бродили во мне, предугадывая, что ступлю и я на ту чудную землю, а быть может уже и бывала там... и это лишь эхо воспоминаний пробуждается в глубине.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

А вот портрет на стене не трогал меня до поры, пока Ираида Евгеньевна за чаем не стала рассказывать маме, какой счастливой была ее жизнь, что даже самого великого Певца ей довелось слышать и видеть вблизи в Харбине, как рвались они на концерт, надев словно в церковь на причастие, самое праздничное, как замирало от восторга сердце, когда пел он «Вдоль по Питерской» и позвякиванием отзывались на его голос то ли люстра, то ли ложечка в стакане, как было трепетно получить из его рук дарственную фотографию и приветливую улыбку. Но все это было в ушедшей молодой и прочной жизни...

Корова кормила барыню, но и корову надо было кормить, и постепенно беднела комната Ираиды Евгеньевны. Исчезли дорогие портреты, посуда, мебель, книги... Неизменными оставались до конца нашего отъезда лишь резные тарелки на стене да портрет в металлической раме.

Почему эти великие вятчане были хранимы ею как самые дорогие реликвии, как семейные иконы? Была ли она родом из Вятки или вятским был ее покойный муж? Эти вопросы без ответов я могу сейчас задавать лишь себе. Тогда из детской памяти это вскоре стерлось другими событиями.

И вот почти через сорок лет после просмотра старинного альбома открылось это окошко в моей памяти, и подумала я, что ничего не бывает случайным, что пришедшие тогда в мою жизнь вятские Васнецов и Шаляпин — эти символы, эти выразители русского духа — останутся со мной на всю жизнь, и судьба приведет меня на землю, породившую их, и высокий их Дар будет и меня, человека другой эпохи поддерживать в трудные годины своей силой и незыблемостью так же, как он грел должно быть их, современников, выброшенных самым мощным взрывом века на чужбину, крестьянина-заводчика Фрола Лесникова и барыню-крестьянку Ираиду Евгеньевну. 

Читайте так же:


Меню книги "Вятский Шаляпин":
Вятский Шаляпин | О Федоре Ивановиче Шаляпине | Родина Шаляпина | Отец Шаляпина Иван Яковлевич | Кем был отец Шаляпина | Другие авторы о отце и сыне Шаляпиных | Семья и родственники Шаляпиных | Детство Шаляпина | Паспорт и брак Шаляпина | Рахманинов и братья Фёдор и Василий Шаляпин | Фото Ивана Яковлевича | Воспоминания о родителе | Не любил жить у сына | Переписка | Прощание | От Казани до Медведок | По Вятской губернии до Сырцево | В Вожгалах встречал Евграфов | Синкин | Мать | Федор о матери | Училище | Увлёкся оперой | Переезд в Астрахань | Первый контракт | Песня о песнях | Последнее пребывание в Самаре | Вася | По Италии | Мефистофель и Борис Годунов | Певал я часто с матушкой моей | Шаляпин на фонографе | Сергей Тимофеевич Коненков | Пели в дестве | В дневниках Бунина | Искал встречи с русской песней | Критик Каратыгин | Посещение Льва Толстого | Ванька | Плевицкая | Виктор Васнецов | Образ Ивана Грозного | Грозный и мельник | Фарлаф | Аполлинарий Васнецов | Савва Мамонтов | Рылов рисовал | Дружба земляков | Благотворительные концерты | Библиотека на родине | Елена Лобанова | Фотозагадка | Леонид Степанович | Книги на Вятку | Помощь Вятской губернии | Инкогнито | Деньги бедным | Невзгоды при новой власти | 120-летию | Вятское Шаляпинское общество | Приложение | К родословной | Фамилии из крестьянских | От Шелепиных до Шаляпиных | Родион Шаляпин | Бил челом Тимошка Юферев | Близ починка Андрюшки | На вятском пароходе | Долгий водный путь | Впечатления | Берендеевка | Билет в театр | Шаляпин в роли Бориса Годунова | Игра | Старинный альбом | Великие вятчане | Вспоминая Шаляпина | Она пела с Шаляпиным | Добровольская и Дзирне | Соловушка | Боялись говорить | Не ехал в Советы | Реабилитирован | Первая жена | Родственники в Кирове | Шаляпинские дни | Хроники | Краеведческий четверг | Шаляпинский центр | Авторы книги |

Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Автор произведения Автор: Борис Садырин Дата создания документа 21.01.2009, 10:40 21.01.2009, 10:40