На главную



Rambler's Top100

Шатровые храмы.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Итак, зодчество, развивавшееся в течение столетий на Руси, имело вполне ощутимые общие особенности, которые Кваренги, воспринимавший архитектуру Москвы и ее окрестностей свежим взглядом, очень остро почувствовал и передал в рисунках. Несмотря на разновременность изображенных произведений, художник акцентировал у них именно те черты, которые определяют самобытность русского зодчества: его силуэтность, живописность, объемность и пластичность. Рисунков, посвященных постройкам вне Петербурга, известно не так уж много, но и по ним можно проследить трансформацию архитектурных образов на протяжении XVI—XVII вв. Самыми ранними по времени памятниками русской архитектуры, уви-денными зодчим, являются те, которые создавались в период становления Московского государства.

Позакомарные покрытия многоглавых храмов, лаконичность форм зданий, фасады почти без деталировки, чрезвычайная монументальность...

Проницательным взглядом Кваренги усмотрел гармонию слияния привнесенных элементов с традиционными формами, что ни в малой степени не ослабило самобытного характера такого удивительного сооружения, как Архангельский собор. Кваренги внимательно прорисовал ордерные членения в виде коринфских пилястров, тимпаны закомар, заполненные неизвестными ранее на Руси раковинами, заимствованными на Адриатическом море, где зодчий видел их в венецианских произведениях архитектора-бергамасца Мауро Мартино Калуччи (1440—1504) на церкви Сан Закария 1473—1500) и других сооружениях приморского рода. Он почувствовал также общность кремлевких церквей с живописной силуэтной группировкой объемов других русских соборных храмов. Именно эта особенность выявлена в рисунке собора в Новоиерусалимском монастыре, перерисованном им с гравюры В. М. Казакова.

Коломенское и Дъяково
Села Коломенское и Дьяково. Вид из-за Москвы-реки. ГЭ.

Феноменальным явлением в развитии русского зодчества было появление шатровых храмов, которые особенно привлекли внимание Кваренги. Это подтверждает скрупулезно точное изображение храма Вознесения на панораме села Коломенского под Москвой, исполненной Кваренги в конце 1790-х гг. Мы преднамеренно не говорим здесь об изображении деревянного дворца царя Алексея Михайловича, так как оно выполнено не с натуры. К моменту приезда зодчего в Россию этого дворца в Коломенском уже не было. Его разобрали из-за ветхости в конце 1760-х гг., и подрядчик князь Петр Макулов выстроил на скорую руку новый четырехэтажный посредственной архитектуры дворец, запечатлевать который в панораме Коломенского Кваренги не захотел. Он предпочел пойти на откровенную искусственность и воспроизвел прежний многоверхий дворец — чудо народного деревянного зодчества, так хорошо увязывавшийся со столпообразными храмами Вознесения в селе Коломенском (1532), Иоанна Предтечи в соседнем селе Дьякове (около 1547 г.), шатровым силуэтом проездных ворот (XVII в.) и с родственной дворцу своей живописностью каменной многоглавой Казанской церковью, существующей в Коломенском и ныне. В пояснительной надписи к панораме автор указал: «Вид села Коломенского в прежнем его состоянии».  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

 Московская сюита архитектурных рисунков Кваренги решительно выделяется из всех остальных его рисунков. Это не беглые зарисовки в карманном альбоме, а болыпеформатные акварели (44x57 см и панорамы 43X114 см), исполненные очень тщательно, с точным воспроизведением и зданий во всех деталях их архитектуры, и персонажей, оживляющих картины. Художник изобразил в двух случаях и себя, рисующего на большом планшете Теремной дворец и показывающего рисунок группе перед Архангельским собором. Как когда-то на земле древней Финикии Кваренги изобразил себя в момент зарисовки мегазилов, так и теперь он запечатлел себя за планшетом в Кремле.

Пояснительные надписи, аккуратно вкомпонованные в декоративно-композиционные, придуманные зодчим атрибуты, подпись и общая парадность подачи рисунков, дополненных архитектурными обломами, декоративной зеленью и на двух рисунках знаменами, — все это свидетельствует о том, что рисунки предназначались для подношения. Но кому?

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 15.04.2010, 15:46.