На главную



Rambler's Top100

Подлинное лицо страны неограниченных возможностей в картинах Чаплина.



Эксцентрическое отношение к окружающему Чаплина миру.


Для Чаплина типично эксцентрическое обыгрывание вещи как метод привлечения внимания зрителя и к вещи, и к самому факту ее существования. Валяющаяся на полу киностудии медвежья шкура может ускользнуть от внимания зрителя, если Чарли не сделает ей маникюр и не расчешет на пробор ее пахнущую нафталином облезлую шерсть. Заношенные, рваные бутсы на ногах забравшегося в отель пьяницы не будут замечены, если... Чарли не станет их чистить зубной пастой. Огромные боксерские рукавицы, которые только что напялил на себя бродяга, могут выпасть из поля зрения наблюдателя, если... Чарли не положит одну из них себе на голову вместо пузыря со льдом.

Постепенно этот метод становится творческим принципом, чуть ли не точкой зрения. Эксцентрическое отношение к окружающему Чаплина миру — становится методом обнаружения свойственных этому миру алогизмов, противоречий и неполадок.

Поведение Чарли в окружающем его мире безусловно эксцентрично. Но изображенный в его фильмах мир — мир подлинный, настоящий, даже если иногда он и кажется эксцентричным. Чаплин демонстрирует подлинность мира через эксцентрическое к нему отношение. Но демонстрирует, не прибегая к вспышкам репортерских ламп, к тенденциозной публицистичности, к чрезмерной сентиментальности.

По утрам улицы американских городов устланы, как осенними листьями, выброшенными за ненадобностью газетами. Картины Чаплина никогда не становились осенними листьями вчерашних газет. Они десятилетиями сохраняют свою актуальность, потому что они правдивы, а правда в искусстве столь же бессмертна, как действительность.

Прилизанная, отлакированная в рядовых фильмах Голливуда действительность в фильмах Чаплина предстает без грима. Механизм «жестокого мира» распадается на элементы. Эти элементы иронически рассматриваются под микроскопом. Любая мелочь при этом дана крупным планом. Все, чем заинтересовывается Чарли, почему-то оказывается фальшивым, неполноценным, дрянным, подлым и негодным. Потешная фигурка Чарли, вписанная в сюжеты чаплинских новелл, служит лакмусовой бумажкой, индикатором.

К одной и той же стороне действительности Чарли подходит по-разному. В ресторане он то официант, то посетитель, собирающийся даром пообедать. Сегодня он бездомный бродяга, которого преследует полиция, а завтра — полицейский. Да и в пределах одного и того же сюжета он то сообщник мошенника-капитана, силой вербующего матросов, то одна из жертв, «зашанхаенных» этим же капитаном.

Так и бродит по киноэкранам мира созданный Чаплиным человечек. Где бы он ни появлялся, немедленно и для него, и для зрителя обнаруживается внутренняя гниль и неустроенность какой-нибудь из сторон «страны неограниченных возможностей», ставшей для Чаплина неистощимым источником юмористических сюжетных сопоставлений и сатирических обобщений. Киностудии и полицейские участки, банки Уолл-Стрита и ссудные кассы, боксерские ринги и рестораны, городские улицы и проселочные дороги, курорты и универмаги... Все это заботливо перетряхивается, пересматривается, перелицовывается, выворачивается наизнанку, после чего оказывается, что эта перелицованная и вывороченная наизнанку действительность обнаруживает свое весьма неприглядное, но зато подлинное лицо.

Вы видите на экране изящный силуэт океанского парохода. Аппарат приближается. На палубах парохода беспорядочная груда тел — это полунищие иммигранты, едущие искать счастья в Америку.

Ресторан. Вместо официантов в нем целый взвод вышибал и убийц, которые только и ждут случая избить недоплатившего несколько центов посетителя.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

В другом случае мы оказываемся на фешенебельном лечебном курорте, обитатели которого — сплошь бездельники-симулянты. Все они абсолютно здоровы, если не считать бородатого гиганта с вывихнутой лодыжкой и одиноко умирающего в кресле на колесиках старичка — создателя курорта.

Запоминаются лечебные процедуры курорта: свирепые массажисты и банщики, похожие на: палачей, выворачивают суставы попавшим в их руки больным. Камера лечебных процедур становится одновременно камерой пыток и спортивным рингом, на котором больные «входят в клинч» и «переходят в партер», увертываясь от своих противников.

Когда в колодец источника, расположенного на территории курорта, по ошибке вылили несколько десятков литров виски, «больные», ежедневно с кислой миной глотавшие прописанную им кружку целебного пойла, жадно набрасываются на «живительную влагу». Болезни — как рукой сняло: «больные» пляшут, поют, преследуют женщин.

Шикарный салон в доме выскочки-миллионерши. Представители «высшего общества» лебезят и заискивают перед проходимцем, выдавшим себя за титулованного аристократа.

Роскошный тихоокеанский пляж... Он наводнен нахальными проходимцами, пристающими к женщинами ввязывающимися в драку с мужчинами, опрокидывающими скамейки. Иногда он становится площадкой для преследования сбежавшего из тюрьмы каторжника.

Шикарный универмаг, с лакированными эскалаторами, вежливыми приказчиками и предупредительными детективами, выслеживающими магазинных воров. В этом чудесном механизме опять не все в порядке: директор и контролер — мазурики, только что укравшие недельную выручку...

На голливудской киностудии мы неожиданно видим забастовку подсобных рабочих, штрейкбрехеров.

Чаплин помогает зрителю разобраться и в вопросах найма рабочей силы... В одних случаях, когда работа привлекательна и желанна, претенденты на единственное свободное место расправляются друг с другом, как дикари. В других случаях, когда работа оплачивается плохо, рабочих вербуют ударом молотка по затылку.

Книга о ЧаплинеКиноведениеГеоргий АвенариусИсследователи ЧаплинаВклад в киноискусствоДетство ЧаплинаУвлечение циркомТеатральная карьераСмена театровИгра в скетчеНародные мимыФабрика смехаМолчаливые птицыАртистическая подготовкаГастроли в СШАПереходГолливудФарсыОсобенности СеннетаТипажиКонтракт с КистоунНеудачный дебютОбраз бродягиПобеда пантомимыПервые фильмыЧейсДвадцать минут любвиПрерванный романУход от СеннеттаДоисторическое прошлоеИнс и ГриффитТворческая свободаМаленький человекФильм РаботаКомедия ЖизньФильм ПолицияКарменСамозванец и оценщикШедевр Тихая улицаХарактер маленького ЧарлиИммигрантМир тюрьмаТравестиThe FiremanНеобычный образХобо Подлинное лицоЧарли - жертва


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Г. Г. Авенариус. 01.10.2010, 17:52.