На главную



Rambler's Top100

Театр в Бассано.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Необъяснимо то, что в автобиографическом письме к Маркези автор ни словом не обмолвился о таком крупном и ответственном поручении. Мы узнаем об этом от сына архитектора, Джулио Кваренги, который в 1821 г. опубликовал в гравированном издании часть чертежей отца и среди первых листов увража поместил чертежи театра в Бассано (поэтажные планы, разрезы и фасад). В комментариях к ним Джулио Кваренги пишет, что заказчик Реццонико «не ограничивал свои пожелания созданием хорошей сцены, но хотел, чтобы новое здание украсило бы город. Поэтому Кваренги должен был создать элегантный главный фасад, а боковые фасады должны были иметь простую и грациозную архитектуру» [134, с. 17, табл. VII—XI].

Проект перестройки храма св.Сколастики
Проект перестройки храма св.Сколастики в Субиако. План по авторскому чертежу. Архив монастыря в Субиако.

Оригинальные чертежи проекта ныне хранятся в ГЭ (8 листов), в АКБ (4 листа), в ГВАХ (2 листа), в то время как в городском музее в Бассано нет ни одного чертежа, как нет чертежей этого театра и в собрании работ Кваренги, оставшемся от Реццонико. Очевидно, проект был выполнен уже в Петербурге, и его можно датировать самым началом 1780-х гг.

В АКБ хранятся два варианта проекта: один из них адекватен чертежам, опубликованным в увраже 1821 г., а другой — уменьшенный за счет гипостильного зала-фойе и боковых кулуаров, охватывающих зрительный зал. Существование двух вариантных решений театрального здания (большего и уменьшенного объемов) отражает борьбу зодчего за право реализации своего замысла. Однако из-за недостатка денег проект Кваренги так и не был осуществлен, а в 1802—1805 гг. в историческом центре Бассано выстроили вдвое меньшее по размерам здание театра по проекту бассанского архитектора Джакомо Бауто. Впоследствии сын Кваренги, Джулио, с горьким сожалением напишет: «Не вышло ничего хорошего из проектов, одобренных сенатором Реццонико» [134, с. 17].

Не кроется ли в словах этого сожаления объяснение того, почему сам автор об этой крупной своей работе для родной Италии нигде ни разу не упомянул?

К тому времени, когда замышлялся этот проект, Кваренги уже мог видеть новые, не похожие на античные композиционные решения театральных зданий, в частности впервые появившийся в Италии еще в XVII в. ярусный театр «Форма-лиари» в Болонье (1640 г., архит. А. Сигицци). Он знал и видел в Неаполе здание театра Сан-Карло с ярусами лож и глубокой сценой (1737 г., архит. Дж. Медрамо). Наконец, в римский период жизни Джакомо Кваренги сооружался многоярусный театр Ла Скала в Милане (1770-е гг., архит. Дж. Пьермарини).  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Внутренний вид церкви св.Сколастики
Внутренний вид церкви св. Сколастики в Субиако. Фото 1960-х гг.

В решении своего театра Кваренги успешно синтезировал античный принцип амфитеатрального размещения зрительских мест и ярусное устройство лож. Амфитеатр охвачен полукольцом ионических колонн, несущих верхнюю галерею-«раек» и разделяющих ложи в двух ярусах. В основе такой композиции театра лежит античное начало, и, как отмечал сын Кваренги, амфитеатральный зал был наиболее экономичным и удобным. Чертежи двух проектных вариантов бассанского театра в сопоставлении дают отчетливое представление о методике проектирования.

Работами для сенатора Реццонико исчерпывается список проектов, перечисленных самим Кваренги как выполненных им в римский период жизни.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 13.04.2010, 21:35.