На главную



Rambler's Top100

Тема "маленького человека" фильмов Чаплина в жестоком мире.



Лучшие фильмы Чаплина отражают сухость мира.


В лучших фильмах Чаплина, созданных в 1915—1917 гг., развивается и варьируется тема маленького человека в страшном мире, полном соблазнов и ханжества, преступлений и несправедливостей. Этот мир населен неумолимыми прокурорами, тупыми полисменами, наглыми бандитами, морфинистами, ловеласами, карманщиками и пьяницами.

В этом мире существуют молитвенные дома, где сухопарые ханжи кормят бродяг и пьяниц жидким супом и проповедями; ночлежки, в которых, украв предварительно 10 центов, можно переночевать на досках, прикрытых вшивым одеялом; рестораны и закусочные, где можно съесть порцию бобов, если предварительно посчастливится найти на тротуаре фальшивый никель; ринги, где за несколько центов можно подставить свою физиономию и бока под свирепые кулаки тренирующихся боксеров, и, наконец, тюрьмы, куда упрятывают маленьких людей за любой поступок, квалифицируемый ночными судами как «правонарушение».

Тема «жестокого мира» проходит через большинство фильмов, поставленных Чаплиной в «Эссеней» и «Мючуэл». Уже в первом его самостоятельном фильме «Его новая работа» имеется эпизод в приемной директора киностудии, где двое полунищих бродяг — Чарли и Бен — борются за право первым войти в кабинет босса, который — кто знает? — может дать одному из них работу.

Эпизод эксцентричен и — в меру своей эксцентричности — условен: число претендентов на получение работы сведено до минимума — их всего два, столкновение между конкурентами изображено в манере циркового антре; один из конкурентов действует как автомат; директор студии глух и непонятлив.

При всем этом сквозь эксцентрический арабеск поведения двух бродяг отчетливо различим мотив жестокой борьбы за место под солнцем, за нищенский заработок. Опереточная глухота директора студии содержит скрытый намек на принципиальную «глухоту» работодателей. Так, в фильме «Его новая работа» эксцентрическая, фарсовая форма впервые использована для раскрытия жизненной, социальной темы.

В фильме «Чемпион» «жестокий мир», с которым приходится сталкиваться маленькому Чарли, персонифицирован в виде боксерского ринга, принадлежащего Спайку Дугану. Это — «земля обетованная», где можно получить несколько никелей, приняв участие в состязании. У входа на ринг на заборе висит зловещая табличка: требуются люди, способные выдерживать удары. У Чарли нет выбора, и, спрятав в карман «на счастье» валявшуюся у входа на ринг заржавленную подкову, бродяга в сопровождении такого же, как и он сам, бездомного пса идет на ринг.

В этот день проводится конкурс: подбирают боксера, который будет участвовать в матче на звание чемпиона. Участвующие в конкурсе поочередно выступают против звероподобного драчуна, который точным апперкотом укладывает замертво одного за другим... Спайк Дуган еле успевает вытаскивать с площадки нокаутированных претендентов. Суеверный Чарли, наблюдающий за этим «избиением младенцев», кладет найденную им подкову в свою боксерскую перчатку — «на счастье». Звероподобный драчун терпит поражение и позорно убегает с ринга, преследуемый новоявленным «чемпионом».

Вторая половина фильма посвящена изображению матча. На ринге появляются, с одной стороны, свирепого вида усатый геркулес с кулаками молотобойца, с другой — худенькая, жалкая фигурка Чарли в черном трико и полосатой майке. Исход матча, казалось бы, предрешен. Вокруг ринга толпятся болельщики, настроенные враждебно по отношению к Чарли: все они поставили деньги на его противника. Единственный друг Чарли — его собака. Именно ей он пожимает лапу перед началом матча и целует в безобразную бульдожью морду...

Начинается матч. Худенькая, жалкая фигурка Чарли мечется по рингу, стремясь укрыться от ударов противника. Несчастного треплют, бьют, отшвыривают на канаты, ударяют об землю. Чарли ищет спасения в клинче, пытается изменить темп состязания, внести в него элементы танцевального ритма. Все напрасно, избиение продолжается в ритме вальса, потом в ритме танго. Раунды бокса становятся фарсовыми эпизодами, но не делаются от этого менее трагичными.

Чарли отчаянно дерется за кусок хлеба. Избитый своим противником до потери сознания, он выходит из состязания победителем с помощью своего приятеля пса, который кидается на ринг в последнем раунде и мертвой бульдожьей хваткой вцепляется в зад усатого геркулеса.

Фильм «Чемпион» намечает принципы и методы столь характерного для Чаплина сочетания эксцентрического и реалистического, фарса и действительности. Сохранив в фильме традиционный благополучный конец, построенный на счастливой случайности и никак не вытекающий из предлагаемых обстоятельств, он сознательно придал стандартному благополучию своеобразный иронический оттенок, что позволило зрителю сомневаться в жизненной закономерности и реальной возможности существования подобных счастливых концовок.

Дальнейшие приключения Чарли изложены в фильме «Бродяга». Этот фильм — источник многочисленных легенд о творчестве Чаплина, искажающих и снижающих созданный им образ. Поэтому остановимся на нем подробнее. Площадкой действия фильма «Его новая работа» была маленькая голливудская студия, события фильма «Чемпион» разыгрывались на небольшом боксерском ринге окраины Лос-Анжелеса, герой фильма «Бродяга» бродит по проселочным дорогам Калифорнии.

Фильм начинается эпизодом на пустынной пыльной дороге среди лесных зарослей. По дороге не спеша идет своей утиной походкой бродяга Чарли. На нем котелок, мешковатые штаны, обдерганный пиджак, в руках тросточка и небольшой узелок.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Пыльная дорога, по которой шествует Чарли, и окружающие ее лесные заросли не похожи на «каменные джунгли» города и производят мирное, безобидное впечатление. Но это лишь на несколько секунд. Зритель убеждается, что проселочная дорога мало чем отличается от городской окраины. Из-за поворота на большой скорости вылетает автомашина, которая проносится по дороге. Чарли еле успевает отскочить в сторону и растянуться в пыли. За первой машиной появляется вторая, за второй — третья. Чарли увертывается от них, падает, вскакивает, снова падает... Вытащив из-за пазухи грязный веничек, Чарли заботливо чистит им свою одежду, укоризненно глядя вслед последней из автомашин. Старание привести свою одежду в порядок обречено на неудачу. Зритель отчетливо это видит. Потом Чарли усаживается неподалеку от дороги под деревом, чтобы отдохнуть и поесть. Но и тут — в стороне от проезжей дороги — его подстерегают различные неприятные неожиданности. Жуткого вида бродяга-бандит, незаметно подкравшись к Чарли, подменяет его последний кусок хлеба кирпичом. Заметив исчезновение хлеба, Чарли утоляет свой голод пучком травы, предварительно посолив его...

Чарли, как выясняется из последующих кадров,— не единственная жертва бродяги-бандита.

Следующей жертвой оказывается идущая по лесу дочь владельца ближайшей фермы, у которой бандит пытается отнять деньги. Чарли вступается за девушку. Своим узелком, в котором теперь завязан кирпич вместо хлеба, он наносит сокрушительные удары грабителю и его сообщникам...

Отец спасенной Чарли девушки предлагает бродяге остаться у него на ферме в качестве работника. Чарли с радостью соглашается. «Облагодетельствованному» бродяге приходится работать за троих: он и деревья во фруктовом саду поливает, и мешки с мукой носит, и коров доит... Вся эта работа показана эксцентрически: деревья поливаются из крошечной детской леечки, мешки валятся поочередно то на голову Чарли, то на голову его хозяина, молоко из коровы Чарли добывает, действуя коровьим хвостом как ручкой пожарного насоса.

В эпизоде «работа на ферме» есть характерная сценка: Чарли встречается с проповедником из Армии спасения. Проповедник с библией в руках, воздев очи горе, бормочет что-то о вечном блаженстве, ожидающем бедняков в загробном мире. Чарли, очевидно, не первый раз встречается с подобного рода проповедниками, ему — бездомному бродяге — хорошо известна цена этих ханжеских причитаний. Свое отношение к Армии спасения Чарли выражает, положив на раскрытую библию только что найденное им в кустах тухлое куриное яйцо.

Трое бандитов, ранее пытавшихся ограбить фермерскую дочь, сговариваются напасть ночью на ферму. Они заручаются обещанием Чарли помочь им. Он заманивает бандитов в ловушку. Фермер с охотничьим ружьем и Чарли с тяжелым молотком отбивают нападение. Бандиты, отстреливаясь, бегут. Чарли с молотком в руке гонится за ними, но попадает под пулю фермера. Дочь фермера нежно ухаживает за Чарли. Влюбленный в нее бродяга наивно думает, что девушка отвечает ему взаимностью. Вскоре выясняется, что Чарли ошибся. На ферму приезжает ее жених. Чарли, грустный и разочарованный, трогательно прощается с любимой девушкой, отказывается от денег, предложенных ее женихом, и покидает ферму.

Последний кадр фильма в деталях повторяет его вступительный кадр: по пустынной проселочной дороге, обрамленной лесными зарослями, уходит своей утиной походкой бродяга Чарли. Он чуть-чуть прихрамывает, движется медленно, понурившись. Но вот резко меняется ритм движений: передернув плечами, Чарли ускоряет шаги и бодро уходит в затемнение, навстречу следующим приключениям...

Никакого «пессимистического», «унылого», «безнадежного» ухода в фильме «Бродяга» не было и нет; соответственно нет этих оттенков и в центральном образе фильма — образе бродяги Чарли.

Книга о ЧаплинеКиноведениеГеоргий АвенариусИсследователи ЧаплинаВклад в киноискусствоДетство ЧаплинаУвлечение циркомТеатральная карьераСмена театровИгра в скетчеНародные мимыФабрика смехаМолчаливые птицыАртистическая подготовкаГастроли в СШАПереходГолливудФарсыОсобенности СеннетаТипажиКонтракт с КистоунНеудачный дебютОбраз бродягиПобеда пантомимыПервые фильмыЧейсДвадцать минут любвиПрерванный романУход от СеннеттаДоисторическое прошлоеИнс и ГриффитТворческая свобода Маленький человекФильм РаботаКомедия ЖизньФильм ПолицияКарменСамозванец и оценщикШедевр Тихая улицаХарактер маленького ЧарлиИммигрантМир тюрьмаТравестиThe FiremanНеобычный образХобоПодлинное лицоЧарли - жертва


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Г. Г. Авенариус. 01.10.2010, 15:01.