На главную



Rambler's Top100

Теманца и Сельва.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Установившаяся направленность взглядов Кваренги на архитектуру предопределила его дружеские контакты с поборниками классицизма — умудренным жизнью и опытом венецианским зодчим Томазо Теманца и его любимым учеником Джанантонио Сельва (1751 —1819), знакомым Кваренги еще по Риму. Теманца был не только архитектором-практиком, построившим, в частности, в Венеции церковь св. Магдалины со строгим портиком из сдвоенных ионических колонн, но и известным теоретиком классицизма.

Биограф Кваренги Джованни Петрини пишет о дружбе Джакомо не только с архитекторами Теманца и Сельва, но и с последователем классицизма Альгаротти [131, с. 7]. Познакомился тогда он и со скульптором Антонио Какова, начинавшим свою творческую деятельность в Венеции. Кваренги не мог пройти мимо творчества великого венецианца Антонио Каналетто (1697— 1768) — блестящего мастера рисунка и офорта, создателя многих полотен с документально точными изображениями городских видов. Архитектурные ведуты Каналетто были близки художественным интересам Кваренги, и не случайно некоторые исследователи рисунков Кваренги (в частности, доктор Елена Басси в Венеции) находят в них отзвуки влияния венецианского художника. Общение Кваренги с североитальянским художественным: миром способствовало укреплению творческих взглядов зодчего. Он прочно утвердился на позиции классицизма.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

«Итак, я сделал такое путешествие (в Северную Италию - В. П.), и увидев и зарисовав все красоты, которые там можно видеть, я поехал в Бергамо, чтобы немного отдохнуть и повидать мое семейство» [28]. Быть может, именно к этому времени относится рисунок дома в Рота Фуори, где родился зодчий. В Бергамо и его округе Кваренги находился около полугода. Здесь он разработал проект здания казино (не осуществлено) для места напротив собора Санта Мария Маджоре. Но, самое главное, он решил личные дела и объявил о помолвке с представительницей знатной семьи Марией Фортунатой Маццолени.

Затем зодчий вернулся в Рим, с тем чтобы «с большим рвением продолжать свои занятия». Он выполнил ряд наиболее интересных для него проектов английских заказчиков. Это подтверждает проживавший в Риме английский священник Джонс Тори, писавший, что «Кваренги получал заказы от многих английских заказчиков — «законодателей вкуса». На прошлой неделе он получил из Лондона заказ на три больших загородных дома и на более мелкие здания» [34, с. 135]. Как сообщает Торп, Кваренги спроектировал «самый великолепный дворец в Англии» для лорда Хагерстона, графа Нортамберленда [34, с. 135].

Для английского поместья милорда Арунделя, графа Вардура Кваренги исполнил несколько рисунков оформления дворца и проект большой капеллы, для которой заказал римским скульпторам изготовление по своему рисунку главного алтаря «из самых разнообразных мраморов... и из золоченой бронзы» [28]. Эта работа немало способствовала развитию декоративного искусства великого зодчего.

Из Рима Кваренги отправил маркизу Терци в Бергамо проект «поправки» его дворца XVII в. в бергамаской провинции Морнико аль Серио. Из приведенного перечня работ видно, что во время этого пребывания в Риме Кваренги уже всецело отдался архитектурному творчеству, а из его письма к Маркези можно заключить, что своей деятельностью он был удовлетворен. Затем Кваренги решил предпринять второе путешествие по Италии с единственной целью, как он писал, «освежить в... памяти уже виденные... вещи и сочетаться браком с госпожой Марией Маццолени, с которой... был связан устным обещанием еще с первого... путешествия...» [28].

Нартекс собора Св.Петра в Риме
Нартекс собора Св.Петра в Риме. Частное собрание М. Скотти-Перего.

Бракосочетание Джакомо Кваренги и Марии Маццолени состоялось в Бергамо в церкви Санта Агата дель Кармино 31 июля 1775 г. Спустя короткое время супруги приехали в Рим. В следующем году у них родилась дочь, названная по католической традиции несколькими именами — Тео-долинда Камилла Джельтруда Луиджи. 17 июля 1776 г. ее крестили в соборе св. Петра в Риме. Это семейное событие как бы связало Кваренги-художника с величественной базиликой св. Петра — самым грандиозным произведением эпохи Возрождения и времени процветания барокко. Художник многократно рисовал собор, то подчеркивая господствующее положение огромного купола Микеланджело в широкой панораме города, то концентрируя внимание на дугообразной дорической колоннаде Бернини. Таковы рисунки в собрании бергамаской библиотеки, библиотеки Венецианской академии художеств и в частном собрании И. С. Зильберштейна в Москве.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 13.04.2010, 20:28.