На главную



Rambler's Top100

Торговые и финансовые сооружения.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


И тем не менее на фоне других произведений архитектуры русского классицизма локальный ансамбль Ассигнационного банка является не только выдающимся творением Кваренги, но и редким примером пространственной организации части городской ткани. На протяжении столетия ансамбль Ассигнационного банка подвергался перестройкам. В 1930 г. в зданиях разместился Финансово-экономический институт, а в 1976 г. Градостроительный совет Ленинграда утвердил проектные предложения 1-й мастерской института Леннии-проект, выполненные под руководством архитектора С. С. Борисова, по развитию и реконструкции института. Эти предложения предусматривают почти полную реставрацию памятника архитектуры — бывшего Ассигнационного банка со снятием надстроенного этажа, раскрытием соединительных галерей и пр. Предложения касаются также реставрации парадной лестницы и некоторых помещений главного корпуса.

Ассигнационный банк
Ассигнационный банк. 1783 год. План крыш и главный фасад. ГМИЛ.

В стопятидесятилетнюю годовщину со дня смерти Джакомо Кваренги (1967) в парадном дворе перед главным фасадом установлен памятник зодчему (скульптор А. Л. Лазарев, архитектор М. Н. Мейсель).

Следующим крупным сооружением государственного значения была биржа, которая должна была обслуживать широко развернувшуюся внешнюю торговлю России. Однако судьба проекта, выполненного Кваренги тотчас после приезда его в Петербург, как отмечалось ранее, была трагичной, и громадное здание так и не было достроено. Тем не менее в художественно-графическом наследии зодчего проект здания биржи занимает видное место.

Петербург всегда являлся важнейшим торговым центром России, и торговые сооружения - гостиные дворы и галереи — в структуре города занимали с петровских лет существенное место. Выработался тип торговых рядов — многих сблокированных купеческих лавок, объединенных сводчатой аркадой в виде открытой галереи. Подобные галереи для Кваренги были не новы; они были хорошо известны ему по итальянским городам, где зачастую формировали улицы, позволяя прохожим укрываться от зноя и дождя. Именно поэтому Кваренги легко воспринял такую систему зданий и применил эту типологическую линию строительства в своей практике. По его проектам в столице было выстроено несколько торговых рядов. При их перечислении в письме к Маркези названы «лавки для серебряников, два других корпуса лавок в разных частях города», он проектировал еще «три очень больших корпуса для разных мест». Позднее сын зодчего Джулио в гравированных изданиях поместил чертежи торговых рядов при Аничковом дворце, на Чернышевом (Ломоносова) переулке и два неопределенных сооружения, одно из которых — в три этажа, с арочной галереей внизу и сдвоенными коринфскими колоннами вверху.

Проект Серебряных рядов на Невском проспекте
Проект Серебряных рядов на Невском проспекте. 1784 год. Фасад и план с обозначением пристраиваемой галереи. ГМИЛ.

Учитывая специфику сооружения и его местоположение, Кваренги придавал фасаду зданий ту или иную степень парадности с помощью полуколонн и различной интерпретации их ордеров. Показательно формирование основного торгово-административного центра столицы в связи с постройкой в 1760—1785 гг. на Невском проспекте каменного Большого Гостиного двора (архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот). В год окончания его строительства (1784) поблизости, на месте только что сгоревших деревянных лавок серебряников, Кваренги строит (1784—1787) трехэтажное здание, фасадом обращенное на Невский проспект. Рустованная арочная галерея несет ложную аркаду на два этажа с полуколоннами тосканского ордера. Торговое здание под названием Серебряных рядов сохранилось с некоторыми изменениями.

Проект Перинной линии
Проект Перинной линии у Гостиного двора. 1797 год. Фрагмент фасада. ГМИЛ.

На проектных чертежах фасада Серебряных рядов (ГМИЛ и ГББ) Кваренги точно зафиксировал местоположение будущего здания на фоне (слева) аркады уже существующего Гостиного двора. Как свидетельствует незаконченный чертеж (ГББ), архитектор разрабатывал и безордерный вариант этого фасада, использовав его для Новобиржевого гостиного двора на Васильевском острове (первые годы XIX в.; надстроен).  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Перед фасадом Большого Гостиного двора по Гостиной (позднее Думской) улице в 1797— 1798 гг. выстроили в полтора этажа длинный корпус Перинной линии (не существует). Не этому ли сооружению соответствует чертеж Кваренги полутораэтажного фасада арочной торговой галереи с тосканскими пилястрами, хорошо корреспондирующими с ордером Гостиного двора? В первые годы XIX в. сподвижник Кваренги архитектор Л. Руска. (1758—1822) к торцу корпуса по Перинной линии пристроил павильон-часовню с дорическим фронтонным портиком (воссоздан заново в 1972 г.).

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 12.05.2010, 20:45.