На главную



Rambler's Top100

Виды транспорта, существующие в Кировской области.

Учебное пособие по Кировской области.



На территории Кировской области сравнительно широкое развитие получили железнодорожный, автомобильный и воздушный транспорт. Однако транспортные пути размещаются крайне неравномерно. В более благоприятном положении находятся центральные районы области. Здесь развиты все виды транспорта. В южных районах — в основном водный и автомобильный транспорт.

Ряд северных районов вообще не имеет транспортных путей.

Железнодорожный транспорт. Первая железная дорога в Вятском крае была построена в 90-х годах XIX века. В 1896 году была введена в строй железная дорога Пермь — Котлас — Вятка, предназначенная для вывоза сибирского хлеба в страны Западной Европы через Архангельский порт. В 1906 году была сооружена железная дорога «Вятка».

Вологда и Вятский край получил выход к железнодорожной сети страны. Однако до революции по Вятскому краю с запада на восток проходила только одна железная дорога, а от нее ветка Вятка — Котлас, хозяйственное значение которой было крайне незначительно. Оживилась хозяйственная деятельность ряда районов юго-восточной части края, особенно Вятскополянского, в связи с постройкой в 1914 году дороги Москва — Казань — Свердловск.

Накануне первой мировой войны общая протяженность железных дорог в крае составляла всего 483 км. Сравнительно быстро росло железнодорожное строительство после революции и гражданской войны. В 1921 году была сооружена железная дорога Котельнич — Горький, и, таким образом, бывшая Вятка получила прямую железнодорожную связь с Москвой. Важное значение приобрела железнодорожная линия Киров — Котлас с выходом к Печерской железной дороге. Длительное время население северо-восточных районов края было изолировано на сотни километров от железных дорог. В 1931 году положение изменилось — была построена железная дорога на линии Яр — Верхнекамск, а также дорога Гирсово — Слободской.

Техническая реконструкция железнодорожного транспорта осуществляется на основе электрификации и широкого внедрения тепловой тяги. Электрифицированы такие магистрали, как Москва — Горький — Киров — Пермь — Свердловск и Москва — Казань — Свердловск. Переведен на электровозную тягу участок железной дороги от Кирова до Балезино. Железнодорожные линии Киров — Котлас — Яр — Верхнекамск переведены на тепловую тягу. Осуществленная реконструкция и электрификация позволили увеличить скорость движения пассажирских и грузовых поездов до 90—95 км в час. Осуществлены значительные работы по расширению станций, стрелок, сигнализаций и погрузочно-разгрузочных работ. Пригородное движение осуществляется электропоездами. В течение многих лет по линии Киров — Москва курсирует комфортабельный фирменный поезд «Вятка».

Электрификация дорог значительно увеличила грузо- и пассажирооборот, понизила себестоимость перевозок и уменьшила количество обслуживаемого персонала, который переведен на другие работы. Крупными железнодорожными узлами являются города Киров и Котельнич.

Водный транспорт носит сезонный характер, а время доставки грузов более продолжительно. Низкой себестоимостью характеризуются перевозки по водным путям таких массовых грузов, как круглый лес в плотах, нефть, строительные материалы, уголь, зерновые и некоторые другие.

Крупнейшая река области — Вятка. Она судоходна на протяжении 760 км. — от ее устья до села Мулино (Нагорского района). Однако вверх от Кирова суда ходят только в весенний паводок. Кроме того, судоходны ее притоки: Молома, Пижма, Чепца. Основные речные порты: Киров, Котельнич, Вятские Поляны. Пристани на реке Вятке: Котельнич, Советск, Лебяжье, Медведок и Цепочкино (Уржум).

Вятскополянский порт — один из самых оживленных на реке Вятке. Через него ежегодно проходит большое количество транзитных грузов и миллионы кубометров леса в районы Поволжья, буксируемые теплоходами. В последние годы значительно улучшилось обслуживание населения более комфортабельными катерами. Выгодное направление течения реки Вятки сделало ее главной транспортной артерией для большинства районов. Из 18 городов области 8 расположены на Вятке и 9 на ее притоках. Вятка связывает нашу область с городами на Каме, Волге, Белой, Оке, Дону и других реках.

Первый пароход на реке Вятке появился более 120 лет тому назад — в 1861 году. Сравнительно регулярное пассажирское движение судов началось в 1874 году и имело большое значение в деле хозяйственного развития Вятского края. Небольшой самоходный буксирный флот состоял из колесных пароходов и работал на древесном топливе. После революции флот был национализирован и постепенно пополнялся новыми судами. Прошли значительные изменения в технической оснащенности водного транспорта, увеличился парк судов Вятского пароходства. В последние годы флот речного пароходства пополнился новыми пассажирскими судами на воздушной подушке и подводных крыльях. Проведена значительная работа по механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Важным событием для хозяйственной жизни областного центра и в целом для области является строительство Кировского механизированного грузового порта в районе Филейки в составе 5 причалов.

Автомобильный транспорт играет ведущую роль во внутрирайонных и межрайонных грузовых и пассажирских перевозках. Особенно велико значение автомобильного транспорта на коротких подъездных трассах, соединяющих глубинные хозяйственные объекты (колхозы, совхозы, отдельные промышленные предприятия) с ближайшей железнодорожной станцией или пристанью. Материально-техническую базу автомобильного транспорта составляют грузовые и легковые автомобили, автобусы и специальные машины, а также дороги и автодорожные хозяйства.

Дореволюционная Вятская губерния не имела автомобильного транспорта, а дороги с твердым покрытием составляли всего 183 км. Перевозка грузов осуществлялась гужевым транспортом.

Автомобильные дороги с твердым покрытием и автомобильный транспорт в Кировской области заново созданы в довоенные годы, и особенно в годы послевоенных пятилеток. По своему хозяйственному значению и благоустройству автомобильные дороги подразделяются на общегосударственные, республиканские, областные и местные. Дороги общегосударственного значения в области отсутствуют. Из общей протяженности остальных видов дорог на начало 1989 г. — 8829 км на республиканские дороги приходилось 1108 км, на областные — 1142 км и на местные 6325 км. В тринадцатой пятилетке будет построено 9360 км (из них 8875 — с твердым покрытием).

Основные грузо-пассажирские дороги: Киров — Нолинск — Уржум, Киров — Халтурин — Котельнич — Советск, Киров — Слободской — Белая Холуница, Киров — Котельнич — Яранск — Горький, Киров — Кирово-Чепецк и другие.

Автобусное движение в области получило развитие в послевоенные пятилетки. В настоящее время регулярно функционирует автобусное движение по автодорогам: Киров — Кирово-Чепецк, Киров — Слободской, Киров — Белая Холуница, Киров — Советск, Киров — Нолинск — Уржум, Котельнич — Даровской, Котельнич — Яранск, Яранск — Шахунья, Яранск — Йошкар — Ола, Киров — Сыктывкар, Киров — Омутнинск и другие. Автобусное движение, помимо областного центра, является основным видом транспорта для значительной части районных центров и рабочих поселков.

Воздушный транспорт — самый молодой и наиболее динамичный. Это самый скоростной вид транспорта, способный в то же время проникать в труднодоступные районы. Авиационный транспорт — пока еще дорогой вид транспорта. Однако быстрый рост техники и технической оснащенности ведет к снижению себестоимости пассажирских грузоперевозок.

В Кировской области первый самолет гражданской авиации появился в 1936 г. Более регулярно воздушные полеты начались в 1940 г. по перевозке пассажиров и почты в Советский, Яранский, Уржумский, Вятскополянский, Малмыжский и другие районы области. Значительные изменения на авиатрассах области произошли в годы последних пятилеток. Были открыты новые авиалинии Киров — Куйбышев — Волгоград — Краснодар, Киров — Набережные Челны, Киров — Свердловск — Белорецк, Киров — Куйбышев — Волгоград — Минеральные воды.

Значительно выросла техническая оснащенность воздушного транспорта и его наземных сооружений. В 1972 году в аэропорту г. Кирова построено здание аэровокзала. В связи с открытием новых авиалиний Киров стал воздушными воротами в города: Москву, Ленинград, Горький, Свердловск, Челябинск, Новосибирск, Волгоград, Харьков, Симферополь и другие.

В связи с обновлением парка современных самолетов становится возможным использовать их в сельском хозяйстве для более широких авиатехнических работ, а также в лесном хозяйстве для лесопосадок и для борьбы против лесных пожаров.

К электронным видам транспорта относятся высоковольтные линии передач (ЛЭП), являющиеся важным средством транспортировки электрической энергии от различных видов электростанций на большие расстояния в районы, которые испытывают недостаток в электрической энергии.

В Кировской области действуют ЛЭП Кострома — Киров напряжением 500 кВ и Боткинская ЛЭП в 500 кВ. Кроме того, имеется ряд межрайонных ЛЭП меньшей мощности.

Трубопроводный транспорт используется главным образом для транспортировки нефти и газа от места добычи к районам потребления.

Трубопроводный транспорт — один из самых молодых и экономически выгодных видов транспорта. Он характеризуется очень высокой пропускной способностью и регулярностью работы трубопроводов и крайне небольшими потерями при перемещении нефте- и газопродуктов.

В Кировской области трубопроводный транспорт делает в своем развитии первые шаги. Потребность в природном газе для народного хозяйства и возрастающие бытовые нужды населения области обеспечиваются в настоящее время газопроводом Оханск (Пермская область) — Киров. Центральная газораспределительная станция распределяет полученный газ по распределительным отводам по промышленным предприятиям, учреждениям и коммунальным службам.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Серьезной проблемой развития и размещения отдельных видов транспорта является .проблема охраны окружающей среды от негативного воздействия различных видов транспорта.

Быстрое развитие всех видов транспорта и особенно автомобильного в значительной мере способствовало загрязнению воздушного пространства, созданию шумов и т. д. Поэтому вполне закономерны решения партии и правительства, предусматривающие серьезные мероприятия по борьбе за чистоту экологической среды. 

Вернуться к оглавлению учебного пособия "География Кировской области".


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Д.Д. Лавров. 06.07.2010, 09:58.