На главную



Rambler's Top100

Триумфальные ворота на Петергофской дороге.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Новое сближение творческих дорог Кваренги и Стасова произошло в связи с проектом храма-памятника над могилой Храбрых на поле Полтавской битвы, разработанным Стасовым. В его проекте была заложена идея: над неприкосновенным курганом — братской могилой «взвесить» на перекрещивающихся арках круглый периптеральный храм. Ограниченность средств, собранных полтавчанами, вынудила пересмотреть грандиозный замысел Стасова, чтобы храм уменьшить в размерах, и к этой работе, наряду с автором, привлекли Кваренги. В 1816 г. он представил вариант проекта, в котором по-своему воплотил исходную идею Стасова.

Фасад храма на полях Полтавской битвы
Проект фасада надмогильного храма на полях Полтавской битвы. 1816 год. ЦГИА СССР.

В конечном счете проектные варианты обоих архитекторов из-за недостатка средств осуществлены не были. Проект Кваренги от проекта Стасова отличается последовательностью интерпретации классических форм и более слабой художественной выразительностью. Он выполнил этот проект, когда ему было уже более 70 лет.

План храма Полтавской битвы
План надмогильного храма на полях полтавской битвы. 1816 г. ЦГИА СССР.


Быть может, самым последним творческим соревнованием Кваренги и Стасова является параллельная разработка проектов переделки в духе классицизма павильона-грота на берегу Большого пруда в Царскосельском саду, выстроенного Растрелли. Несмотря на негативное, в принципе, отношение к произведениям в стиле барокко вообще и, в частности, постройкам Растрелли как представителя этого направления в России, Кваренги бережно отнесся к обветшавшему творению своего великого предшественника. Он сохранил габаритную основу здания и предложил со стороны парка сделать полукруглую пристройку, придав сооружению классицистический вид.

Стасов же намечал радикальную перестройку павильона. Оба проекта остались нереализованными, и после ремонтов павильон сохранился в первоначальном виде. В заключение отметим беспрецедентный факт, когда оба зодчих на равных началах и с одинаковым успехом выступили с проектами триумфальных сооружений, которыми благодарное отечество встречало в 1814 г. возвращающуюся армию освободителей Родины и всей Европы от наполеоновской тирании. Тогда Кваренги возвел арку у западного въезда в столицу, Стасов же — у въезда в Санкт-Петербургскую губернию. Сооружения были различны, но в них интерпретировались древнеримские образцы триумфальных арок. Кваренги к этой работе был подготовлен, имея за плечами опыт проектирования триумфальных арок и при Екатерине II, и при Павле I. В данном случае он разработал два варианта: один — ворота в виде пропилеи с дорическими колоннами и архитравом, другой — представляющий собой творческую вариацию римской арки Тита. Этот памятник античного зодчества автор в юности не раз рисовал и, быть может, делал обмеры. Осуществили арочный вариант проекта. У ворот был устроен амфитеатр для встречающих.

Триумфальное деревянное сооружение, построенное Стасовым близ Нарвы, волею случая не выполнило возлагавшиеся на него функции (войска миновали его, следуя морем до Ораниенбаума), а потом вскоре было разобрано и предано забвению. Судьба произведения Кваренги оказалась счастливее, и оно стало широко известно многим поколениям. Сам зодчий подготовил чертежи (план и фасад) обоих вариантов для воспроизведения в гравюрах, и его сын Джулио эти чертежи опубликовал в альбомах 1821 и 1844 гг. Кроме того, прославившееся сооружение запечатлено в рисунке художников К. Ф. Сабата и С. П. Шифляра, размноженном в литографии К. П. Беггрова в 1820-х гг.

Пропиленный вариант Триумфальных ворот
Пропиленный вариант Триумфальных ворот на Петергофской дороге в Петербурге. 1814 год. ГЭ.

Спустя ряд лет обветшавшую деревянную арку Кваренги решили возобновить в долговременных материалах на новом месте, чуть ближе к городу, и выполнить эту задачу поручили архитектору Стасову. Он чрезвычайно высоко ценил искусство своего коллеги и писал: «Я не думаю, чтобы кто-либо взялся поправлять по части зодчества столь счастливый вымысел знаменитейшего из современных нам архитекторов». И чтобы при возобновлении «не отступать от характера и пропорций, данных сему памятнику покойным г. Кваренги», Стасов предлагал сделать точный обмер деревянных триумфальных ворот. Возведенные на новом месте, увеличенные Нарвские ворота — произведение Кваренги — Стасова получили новую жизнь и стали участниками триумфа советского народа в 1945 г., победившего в освободительной войне с фашизмом.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Фасад Триумфальных ворот
Фасад Триумфальных ворот в Петербурге. ГЭ.

Если сопоставить проекты триумфальных ворот, созданные Кваренги приблизительно в одно время, — для города Бергамо (1811) в честь Наполеона Бонапарта и для Петербурга (1814) в связи с торжественной встречей русского воинства — освободителя Европы от наполеоновской тирании, то становится очевидным разный творческий подход зодчего, предопределенный ходом исторических событий.

Проект триумфальной арки в Бергамо
Проект триумфальной арки для города Бергамо в честь Наполеона. 1810 год. (не осуществлен) АКБ.

Петербургские ворота на Петергофской дороге — блестящая творческая интерпретация римской триумфальной арки Тита, в то время как недостроенная арка в Бергамо представляет собой слабую и неудачную попытку средствами архитектуры и монументальной скульптуры выразить власть поработителя. В обоих случаях проявилось высокое гражданское чувство творца, к концу своей жизни отлученного от родины и ставшего патриотом своего нового отечества — России.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 11.05.2010, 19:04.