На главную



Rambler's Top100

Творческая независимость.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Что же заставило Джакомо Кваренги в годы, когда его благополучие как будто упрочилось и он получил завидные заказы от сенатора Реццонико, решиться на отъезд из Италии? Русские исследователи жизни и творчества Кваренги это его решение объясняли неудачливой творческой судьбой и нуждой. Еще в предреволюционные годы в одном из самых достоверных очерков о Кваренги, написанном И. Э. Грабарем, читаем, что Джакомо Кваренги — «архитектор, столь непохожий на других, полуживописец, полузодчий, полуархеолог, полжизни проучившийся и готовый учиться дальше, — не то фанатик, не то маньяк» [19, с. 394]. В. Н. Талепоровский писал, что «достигнув уже середины своего жизненного пути, став семейным человеком, Кваренги вынужден был влачить в Риме довольно незавидное существование. Он нередко выполнял обязанности гида для приезжих иностранцев, интересующихся памятниками классической архитектуры в Италии. Его прекрасные архитектурные рисунки и пейзажи заставляли о себе говорить и охотно приобретались туристами» [79, с. 6].

Финикийские надгробия
Финикийские надгробия - мегазилы на малоазиатском побережье Средиземного моря. 1779 г. МСМБ.

Ошибочное представление о судьбе Кваренги римского периода жизни должно быть изменено. Достаточно длинный перечень архитектурных работ Кваренги говорит о его признании как архитектора заказчиками — соотечественниками и иноземцами. Он работал и для Рима, и для Бергамо, его проекты были отправлены в Англию, Швецию; в конце 1770-х гг. он был вхож в круги римской знати. Возможность путешествовать обеспечивалась достаточным его благосостоянием, которое после женитьбы было упрочено. И сам Кваренги, и его жена Мария Фортуната Маццолени были представителями влиятельных на севере Италии и обеспеченных семейств.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Генеалогическое дерево Кваренги прослежено до XII в., и его знатность подчеркивается в фамильном гербе, в котором изображены два льва, поддерживающие лавровую ветвь под сенью рыцарского шлема с развевающимися плюмажами. Очевидно, не поиск хороших заработков побудил Кваренги подписать с русским уполномоченным в Риме Рейфенштейном контракт на работу в течение трех лет при дворе императрицы Екатерины II. Основное, чем тяготился на родине Кваренги в пору первой творческой зрелости, — это противоречие между его художественной убежденностью и общим курсом развития архитектуры в итальянских городах в целом, и в Риме в частности. В работах его современников, за исключением друзей и единомышленников Теманца и молодого сотоварища Сельва, все еще продолжала угасающее развитие ложная декоративность.

Очень симптоматично письмо Кваренги, посланное 5 июля 1790 г. в Рим Рейфенштейну. В нем зодчий дает крайне негативную оценку Национальной академии художеств св. Луки — в то время едва ли не законодательницы в области искусств: «Я не удивляюсь тому, что думают в Академии св. Луки о новом роде живописи. И хотя я очень уважаю некоторых представителей академии, но вынужден признать и то, что основной состав ее членов — совершенно невежественные люди; поэтому мне никогда не хотелось войти в их число. И вы правы, когда говорите, что они наследуют то, что не умеют делать и не хотят ничему учиться» [104, с. 34—35].

Стремление вырваться из обветшавших рамок позднего барокко, получить творческую независимость и работать в полную силу, развивая направление, подсказанное Палладио и уже закрепившееся в Англии и во Франции, — в этом кроется объяснение его решительного поступка. Творческая заинтересованность, а не расчет побудила Кваренги подписать договор на работу в России.

После заключения контракта, когда «все мосты» пребывания в Италии «были сожжены», Кваренги, как пишет он сам, покинул Рим и «проехал через Бергамо, дабы проститься с родными и друзьями». В родном городе зодчий выполнил рисунок «другого главного алтаря для церкви св. Александра делла Колонна».

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 14.04.2010, 17:23.