На главную



Rambler's Top100

Творческая свобода Чаплина на студиях «Эссеней» и «Мючуэл».



Фильмы Чаплина с 1915 по 1917 годы.


Большинство исследователей творчества Чаплина рассматривает фильмы, созданные им в студии «Эссеней», отдельно от фильмов, поставленных им в студии «Мючуэл», хотя по существу эти две группы фильмов могут быть разделен лишь формально-юридически: четырнадцать фильмов поставлены в соответствии с договором, подписанным в январе 1915 г., а двенадцать по другому договору, датированному февралем 1916 г.

Относительная свобода творчества, которой добился Чаплин, расставшись с Сеннеттом, позволила взыскательному и требовательному художнику приступить к осуществлению своих реалистических замыслов. Но далеко не сразу удалось Чаплину отойти от бездумной развлекательности пантомим Фреда Карно и лунатического мира фарсов Мак Сеннетта. Немало времени ушло и на организационные вопросы: подбор актеров, создание труппы и т. п.

Относительность свободы, оговоренной в договорах с «Эссеней» и «Мючуэл», сказалась хотя бы в том, что Чаплин обязан был выпускать для этих фирм в определенные сроки определенное количество названий в определенном метраже.

Всего за два с половиной года Чаплин выпустил для «Эссеней» и «Мючуэл» 20 фильмов, из них один — в четырех частях, двадцать три — в двух частях и два — одночастных. На постановку каждого из этих фильмов Чаплин тратил в среднем от двух до трех недель, тогда как у Сеннетта на подобную работу отводилось не более двух-трех дней. Тем не менее недостаток времени вынуждал связанного сроками договора художника в отдельных случаях выпускать наспех сделанные развлекательные фарсы, снятые где-нибудь на пляже возле Санта-Моника, либо в парке Вест-Лейк («У моря», «В парке»). Из-за недостатка времени Чаплин неоднократно вынужден был обращаться к ранее использованным у Карно или у Сеннетта сюжетам и ситуациям. «Ночь напролет» была дополнительным и улучшенным изданием кистоунского фарса «Необыкновенно затруднительное положение Мэйбл» (вариации на тему «пьяный бродяга в отеле»); «Час пополуночи» — не что иное, как экранный вариант пантомимы из репертуара Фреда Карно — «Возвращение пьяницы», «Вечер в мюзик-холле» — почти полностью воспроизводил пантомиму «Вечер в английском мюзик-холле».

Традиции и навыки, приобретенные в студии «Кистоун», также давали себя знать: стремительные погони с участием забавно подпрыгивающих полисменов и автомобилей демонстрировались в фильмах «Бегство в автомобиле», «Бродяга», «Скотинг-ринг», «Авантюрист». Литературные консультанты и сотрудники Чаплина — Меверик Торрел и Винсент Брайян — оказывали ему дурную услугу, подсказывая пошловатые, стандартные сюжетные ситуации.

В результате патетический образ сентиментального бродяги Чарли, невольного обличителя капиталистической действительности, намеченный Чаплиной в некоторых фильмах «Кистоун», то вовсе исчезал с экрана («Час пополуночи», «Вечер в мюзик-холле», «Лечение»), то приобретал атавистические черты озорного проходимца Чейса («Женщина», «У моря», «В парке»).

Значительный интерес представляет эволюция образа главного героя, создаваемого Чаплиной в фильмах «Эссеней» и «Мючуэл». Приводим поэтому аннотированный список фильмов 1915—1917 гг., который поможет проследить постепенное превращение Чейса в Чарли.

«Его новая работа» (1 февраля 1915).— Чарли устраивается на киностудию, где работает сначала подсобным рабочим и лишь потом выступает в качестве актера. В целом фильм несомненно содержит автобиографические мотивы, иронически и пародийно рассказывая о том, как Чаплин попал в Голливуд. Вступительный эпизод — эксцентрическая потасовка двух конкурентов, желающих получить место на киностудии.

«Ночь напролет» (15 февраля 1915).— Подвыпивший Чейс безобразничает со своим приятелем в ресторане и отеле, ухаживая за женой старшего кельнера.

«Чемпион» (март 1915).— Бродяга Чарли вынужден за деньги выступать на ринге. Благодаря подкове, положенной «на счастье» в боксерскую рукавицу, он выигрывает ряд состязаний. В этом фильме у Чаплина впервые подчеркнут мотив враждебной маленькому человеку действительности, в которой люди — только конкуренты и враги. Единственным другом беззащитного Чарли оказывается его собака.

«В парке» (Фарс, созданный в порядке импровизации, 18 марта 1915).— Бездельник Чейс безобразничает в парке, пристает к дамам, затевает драки.

«Бегство в автомобиле» (1 апреля 1915).— Чарли, ухаживающий за дочерью состоятельного буржуа, проникает в дом своей возлюбленной, выдавая себя за аристократа. При появлении настоящего аристократа самозванец убегает со своей возлюбленной на автомобиле. В образе Чарли (сентиментального, забавного человечка) то и дело проступают черты Чейса — напористого авантюриста, самозванца, стремящегося во что бы то ни стало втереться в зажиточную буржуазную семью.

«Бродяга» (16 апреля 1915).— Первый фильм о бродяге Чарли, исполненный сентиментального пафоса. Чарли случайно становится работником на ферме, откуда уходит, убедившись, что дочь фермера его не любит. В этом фильме Чаплин впервые использовал классический уход одинокого бродяги в финальную диафрагму. Этот уход, ошибочно объявленный многими исследователями Чаплина характернейшей чертой его творчества, впоследствии был использован Чаплиным лишь в двух картинах: «Пилигриме» и «Цирке».  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

«У моря» (Фарс, созданный в порядке импровизации, 29 апреля 1915).— Бездельник Чейс безобразничает на пляже, пристает к женщинам, затевает драки.

«Работа» (21 июня 1915).— Тема жестокой эксплуатации, ранее намеченная в фильме «Его музыкальная карьера» («Кистоун»), получает здесь дальнейшее развитие. Первая половина фильма посвящена злоключениям ученика маляра — Чарли, которого босс заставляет работать сверх меры. Вторая половина фильма — типичный фарс в манере Сеннетта.

«Женщина» (12 июля 1915).— Очередное приключение бездельника Чейса сначала в парке, где он по своему обыкновению пристает к женщинам, а потом в мещанском доме, где он выдает себя за женщину и где все мужчины пристают к нему.

«Банк» (9 августа 1915).— Сентиментальная история убррщика банка Чарли, безнадежно влюбленного в стенографистку. В этом фильме использован мотив противопоставления несбыточного сна и жестокой действительности.

«Жизнь».— Реалистическая комедия о бездомном бродяге Чарли, скитающемся по ночлежкам на окраине города. (Фильм остался незаконченным.)

«Зашанхаенный» (4 сентября 1915).— Грубый фарс. Беспринципный проходимец Чейс помогает жуликоватому капитану завербовать («зашанхаить») несколько матросов, после чего сам становится жертвой того же капитана. Фильм непосредственно примыкает к ранее описанному «Бегству в автомобиле». В образе главного героя переплетаются черты характера Чейса и Чарли.

«Вечер в мюзик-холле» (20 ноября 1915).— Экранизация пантомимы из репертуара Карно. Чаплин играет в фильме две роли: хулигана Роуди, сидящего на галерке, и подвыпившего джентльмена м-ра Песта, сидящего в партере. Фильм интересен тем, что в нем воспроизведен персонаж, созданный Чаплиным у Карно.

«Кармен» (18 ноября 1915).— Пародия на одноименную постановку Сесиля де Милля. Этот фильм среди прочих постановок Чаплина стоит особняком.

«Полиция» (27 марта 1916).— Реалистический гротеск, в котором выпущенному из тюрьмы бродяге Чарли противостоит жестокий мир: Армия спасения, полиция и взломщики. В фильм введены фрагменты из незаконченного фильма «Жизнь».

«Контролер универмага» (15 мая 1916).— Бродяга Чарли попадает в универмаг, где его принимают за контролера универмага, на которого Чарли похож как две капли воды.

«Пожарный» (12 июня 1916).— Чарли в должности кучера в пожарном обозе совершает ряд комических несообразностей. Наименее удачный фильм Чаплина в «Мючуэл».

«Бродяга» (10 июля 1916).—История сентиментального бродяги-скрипача Чарли, вызволяющего девушку из цыганского лагеря. Так же как впоследствии в «Иммигранте», «Собачьей жизни», «Солнечной стороне», «Малыше» дан иронический и неправдоподобный счастливый конец.

«Час пополуночи» (7 августа 1916).— Безнадписный фильм. Воспроизведение пантомимы из репертуара Фреда Карно. Чаплин изображает пьяного джентльмена, вернувшегося домой после попойки.

«Граф» (4 сентября 1916).— Чарли — подмастерье портного, попав случайно в общество, выдает себя за графа. В этом фильме вновь возникают отдельные мотивы фильмов «Женщина» и «Бегство в автомобиле».

«Ссудная касса» (2 июля 1916).— Чарли, работая оценщиком в ссудной кассе, спасает ее от ограбления и получает в награду руку дочери своего хозяина. Ряд остроумных и уморительно смешанных попыток Чарли приспособиться к окружающему его жестокому миру. Чарли сначала невпопад отзывчив, потом столь же невпопад жесток.

«За экраном» (13 ноября 1916).— Чарли — реквизитор киностудии, производящей комические фарсы. Он (как и в фарсе «Тесто и динамит») штрейкбрехер. В целом фильм — пародия на «лунатические» фарсы Сеннетта.

«Скетинг-ринг» (4 декабря 1916).— Продолжение серии фильмов, посвященных попыткам бродяги проникнуть в общество («Застигнутый в кабаре», «Женщина», «Бегство в автомобиле», «Граф»). Чарли — официант в кафе, а затем разоблаченный обманщик. Фильм заканчивается комической погоней.

«Тихая улица» (22 января 1917).— Один из лучших фильмов Чаплина. Приключения Чарли в жестоком мире, населенном проповедниками, похожими на бандитов, бандитами, похожими на проповедников, и полицейскими. Единственный фильм Чаплина, действие которого происходит в Лондоне.

«Лечение» (16 апреля 1917).— Иронический фарс, высмеивающий сухой закон и его сторонников. Чаплин играет одержимого сплином и запоем богача, попавшего на модный курорт.

«Иммигрант» (17 июня 1917).— Снова мотивы «жестокого мира», в который попадает иммигрант Чарли. На этот раз понятие «жестокого мира» непосредственно связано с представлением о США. Счастливый конец этого фильма подчеркнуто ироничен.

«Искатель приключений» (23 октября 1917 ).— Новый вариант истории бродяги, на этот раз беглого каторжника, проникшего в общество — в дом осудившего бродягу прокурора. Фильм заканчивается стремительной комической погоней с участием полицейских.

Книга о ЧаплинеКиноведениеГеоргий АвенариусИсследователи ЧаплинаВклад в киноискусствоДетство ЧаплинаУвлечение циркомТеатральная карьераСмена театровИгра в скетчеНародные мимыФабрика смехаМолчаливые птицыАртистическая подготовкаГастроли в СШАПереходГолливудФарсыОсобенности СеннетаТипажиКонтракт с КистоунНеудачный дебютОбраз бродягиПобеда пантомимыПервые фильмыЧейсДвадцать минут любвиПрерванный романУход от СеннеттаДоисторическое прошлоеИнс и Гриффит Творческая свободаМаленький человекФильм РаботаКомедия ЖизньФильм ПолицияКарменСамозванец и оценщикШедевр Тихая улицаХарактер маленького ЧарлиИммигрантМир тюрьмаТравестиThe FiremanНеобычный образХобоПодлинное лицоЧарли - жертва


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Г. Г. Авенариус. 01.10.2010, 14:59.