На главную



Rambler's Top100

Торговые ряды у Аничкова дворца.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


В посмертных гравированных изданиях работ Кваренги опубликованы чертежи самых значительных в Петербурге торговых рядов у Аничкова дворца на Невском проспекте и набережной Фонтанки. В начале XIX в. этот дворец с усадьбой перешел в собственность дворцового ведомства. На месте, освободившемся от подъездного канала и «ковша», во дворе перед главным фасадом дворца, в 1803—1805 гг. Кваренги возвел ансамбль из двух параллельных торговых корпусов в два этажа».

Фасад торговых рядов у Аничкина дворца
Фасад Торговых рядов на Невском проспекте у Аничкова дворца (первоначальный вариант). Около 1800 года.

Авторские чертежи свидетельствуют, что архитектор сначала проектировал корпуса функционально простой архитектуры, которая не вступала бы в конкурентное сопоставление с архитектурой дворца, недавно реконструированного И. Е. Старовым. Торговые корпуса должны были иметь арочные галереи и простой верхний этаж, увенчанный дорическим антаблементом. Учитывая же ответственность их местоположения на главной магистрали столицы, Кабинет двора обязал Кваренги обогатить фасады, и он ввел ритм ионических полуколонн большого ордера, сохранив при этом дорический антаблемент.

Торговые ряды у Аничкова дворца
Фасад Торговых рядов у Аничкова моста со стороны Фонтанки, вариант с арками въезда. ГЭ.

Особое внимание зодчий уделил разработке фасада со стороны Фонтанки, где на оси некогда бывшего подъездного канала он предусмотрел два варианта архитектурной организации въезда во двор между корпусами лавок: один вариант с тремя арками и второй, осуществленный, — со сдвоенными ионическими колоннами и дорическим антаблементом с балюстрадой и статуями на ней (не быль установлены). Смелое нарушение ордерного канона — сочетание ионических колонн с дорическим антаблементом сам зодчий объяснял в письме к скульптору Канове как новаторский поиск. Вскоре в корпусах разместили административные учреждения Кабинета, в связи с чем архитектор Луиджи Руска, видимо не без ведома Кваренги, их переделал, в частности заложил аркаду. В ГББ хранятся эскизные чертежи (план, фасад), приподнимающие завесу над творческим процессом.

Колоннада Аничкова дворца
Колоннада Аничкова дворца со стороны Фонтанки. Фото 1978 год.

В 1930-х гг. ансамбль дворца передали ленинградской детворе. Дополненный комплекс зданий реставрировали и с величайшим тактом приспособили для Дворца пионеров. Это было сделано под руководством архитектора А. И. Гегелло (1891 — 1965).

Из числа петербургских гостинодворских строений следует указать на торговую галерею в виде замкнутого треугольника с закругленными углами, выстроенную в 1790-х гг. на набережной реки Мойки, близ Марсова поля, и известную под названием Круглый рынок. В первоначальном виде здание с открытыми аркадами зафиксировано па акварели А. Е. Мартынова начала XIX в. Долгое время автор здания был неизвестен. В АКБ хранится план, точно соответствующий существующему зданию. Ныне Круглый рынок, приспособленный для современного использования, вошел в число памятников архитектуры Ленинграда как произведение Кваренги.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Круглый рынок на берегу Мойки
Круглый рынок на берегу Мойки. 1790 год, план. АКБ.

Неопознанным остается авторский чертеж фасада торговой галереи с сильно рустованной аркадой и нишами в пилонах. Можно предположить, что это фасад одного из не уцелевших небольших торговых строений, число которых в Петербурге в конце века быстро увеличивалось.

В экономической жизни страны в конце XVIII в. большую роль продолжала играть Москва. По справке ее историографа П. В. Сытина, в конце века в Москве было более ста торговых рядов. В 1786 г. последовал указ Екатерины II об устройстве в Москве площадей и, в частности, Красной. Здесь надлежало надстроить Верхние торговые ряды, соорудить перед ними галереи, а вдоль рва Кремлевской стены, между Никольской и Спасской башнями, возвести еще один торговый ряд. что и было выполнено. Изображения Красной площади и торговых строений на ней конца 1790-х гг., в частности на картине Делабарта, позволяют идентифицировать хранящийся в ГМИЛ проект торговых рядов Кваренги с высокими в два яруса арками и пилястровым портиком с аттиком посредине и выстроенные вдоль Кремлевской стены лавки. Возможно, что и реконструкция (надстройка и пристройка галереи) Верхних торговых рядов выполнялась по рекомендации Кваренги. В результате этих мероприятий сформировалась вытянутая прямоугольная площадь, фланкированная высокими аркадами. Строения погибли в пожаре 1812 г. Драгоценный чертеж Кваренги не только воссоздает облик исчезнувшего строения, но и показывает умение зодчего искусно приспособить по стройку к требованиям купечества, сохранив при этом ее художественную выразительность.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 12.05.2010, 21:26.