На главную



Rambler's Top100

Усадьба генерала Ланского в Вельё.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Пожалуй, самым значительным усадебным ансамблем была запроектированная Кваренги усадьба с дворцом и службами для генерала А. Д. Ланского в его поместье Вельё, находившемся в Псковской губернии, близ Святых Гор (ныне Пушкинские Горы) [22; 147]. В этом случае зодчий предусмотрел не только хорошо ему знакомую П-образную композицию дворца, но и парадный двор, охваченный служебными корпусами, а также подъездную улицу, фланкируемую одинаковыми домами дворовых людей. Можно предположить, что подобная композиционная система была подсказана ансамблем загородной резиденции французского короля Людовика XIV — Марли-ле-Руа, незадолго до этого созданной в окрестностях Парижа, или ансамблем Китайской деревни в Царском Селе. К сожалению, в связи со смертью в 1784 г. владельца усадебный ансамбль в Вельё так и остался незавершенным.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Проект фасада усадьбы Ланского
Проект фасада господского дома усадьбы А. Д. Ланского в Вильё Псковской губернии.

Позднее палладианскую усадебную схему Кваренги с успехом использовал даже в городских общественных сооружениях, таких, как, например, Смольный институт в Петербурге, Странноприимный дом в Москве и других. Вскоре после приезда в Петербург Кваренги поручили возвести здание биржи на восточной оконечности Васильевского острова. Ему представилась возможность создать здесь широкий городской ансамбль. Однако эту редкую возможность должным образом он не использовал. Зодчий не смог выйти за пределы представления о здании как об изолированном, штучном компоненте застройки невского берега и красивое само по себе здание биржи расположил в ряд с существовавшей Кунсткамерой так, чтобы ориентировать торжественный фасад с шестиколонным дорическим портиком палладианского толка в сторону императорской резиденции — Зимнего дворца.

План ансамбля Ланского
План усадебного ансамбля А.Д. Ланского в Вильё. 1780-е годы. АКБ.

Кваренги даже не попытался использовать репрезентативное сооружение для того, чтобы с его помощью урегулировать и организовать еще не сложившуюся застройку этой части Васильевского острова. Однако автор хорошо отдавал себе отчет в градостроительной важности будущего здания. Об этом свидетельствует чертеж фасада, на котором биржа представлена на фоне Петропавловской крепости и Дворцовой набережной. Очевидно, ограниченность градостроительного мышления явилась одной и, по-видимому, главной причиной трагедии Кваренги, когда подведенная уже под крышу биржа, сооружавшаяся по его проекту в 1780-х гг., была сломана. Строительство ее поначалу было приостановлено на 14 лет из-за войн с Турцией и со Швецией, а тем временем в России радикально изменилось понимание градостроительных задач, и недостроенное здание было решено разобрать. Вместо кваренгиевской биржи здесь же, но на оси блестяще организованной стрелки Васильевского острова, в 1804—1810 гг. поднялось по проекту архитектора Ж. Тома де Томона (1750—1813) другое здание того же назначения, определившее грандиозный городской ансамбль столичного размаха. В проект застройки стрелки, задуманный великим зодчим А. Д. Захаровым (1761 — 1811), Томон вписал периптер здания Биржи, фланкируемой ростральными колоннами. Если биржа Кваренги являла собой как бы огромный парковый павильон с овальным залом и двумя портиками, поставленный инертно на берегу Невы, то здание Томона решало не только утилитарную задачу собственно биржи, но и проблему организации огромного пространства невской акватории. Такой широкий градостроительный взгляд, проявленный при разработке локальной задачи — постройки общественного сооружения, был знамением нового этапа развития русской архитектуры, вступившей в стадию высокого классицизма.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 18.04.2010, 21:16.