На главную



Rambler's Top100

В знаменитом образе Чаплин впервые предстал в фильме «Детские автомобильные гонки».



Образ бродяги Чаплина.


По сведениям голливудского репортера «Таймс», в Venice — крошечном курортном местечке возле Санта-Моника — должны были состояться пятимильные гонки детских автомобилей. На фоне этих гонок Лерман и его актеры должны были сымпровизировать «что-нибудь забавное». Лерман решил инсценировать «съемку хроники гонок». Чаплин предложил сыграть бездельника, который мешает снимать хронику, то и дело появляясь перед аппаратом.

Еще раньше, осенью 1912 г., Чаплину случилось присутствовать на конкурсе детских травести на острове Джерси. Оператор-хроникер снимал участников конкурса. Чаплин и его приятель Альфред Ривс несколько раз прошлись перед камерой: их интересовала возможность увидеть себя на экране. Как реагирует в таких случаях организатор съемок — общеизвестно: появление в поле зрения киноаппарата любопытных зрителей, заглядывающих в объектив, выводит его из себя...

Вспомнив события на острове Джерси, Чаплин решил сыграть человека, во что бы то ни стало желающего попасть на пленку. Но при этом Чаплин решил в своей второй картине исправить допущенные им в первом фильме ошибки. Чтобы отойти от неудачного, с его точки зрения, образа, Чаплин изменил внешность: котелок заменил цилиндр, вместо пиджака он надел сюртук, маленькие усики сменили длинные, обвислые усы, а тонкие, высоко прочерченные брови — зловеще искривленные, мефистофельские. Монокль был безоговорочно убран. Вместо брюк в обтяжку Чаплин напялил необъятные брюки Фатти, на ноги приспособил огромные бутсы Форда Стерлинга, причем правый бутс — на левую ногу, а левый — на правую. Одеваясь таким образом, Чаплин почти целиком скопировал костюм и грим, которыми пользовался Уолтер Гриве, играя у Карно роль старьевщика в пантомиме «Лондонский пригород». Что касается походки «уточкой», то Чаплин уже неоднократно пользовался ею у Карно, изображая в одной из пантомим бродягу Перкинса. По свидетельству Карно, эта походка была передана им Чаплину вместе с ролью, которую до Чаплина исполнял в пантомиме Фред Китчен.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Костюм, грим и несложный сюжет, предложенный Чаплиной, были приняты Генри Лерманом. Неуклюже и бедно одетый субъект с черными усиками и тоненькой тросточкой вламывался почти что в каждый кадр хроники съемок, то и дело оказываясь на автомобильном треке, загораживая дорогу гонщикам, мешая работе оператора. Руководитель съемок накидывался на злополучного человека, осыпая его пинками и затрещинами. Пинки и затрещины были обычными для комедий «Кистоун». Необычайной оказалась реакция изгоняемого и преследуемого полицией человечка на удары ногой в зад и резиновой палкой по голове. Чаплин в ответ на удар вежливо приподнимал котелок, наивно и подетски улыбаясь. После того как его в очередной раз изгоняли из кадра, он равнодушно подергивал плечами и вертел тросточку. Эта реакция была очень необычна для зрителя, привыкшего к тому, что каждый комический персонаж свирепо огрызается на своих партнеров и лезет в драку либо трусливо улепетывает от более сильного противника. Необычайное поведение свидетельствовало о необычном характере созданного Чаплиной персонажа, о какой-то особой, одному ему на экране присущей манере приспособления к окружающей действительности.

Новый герой Чаплина, пытавшийся помешать киносъемке, действовал не спеша, выделяясь тем самым из общего как бы ускоренного ритма фильма «Детские автомобильные гонки». Благодаря этому на нем задерживалось внимание зрителей. Поведение Чарли показалось публике поражающе необычным и очень смешным. Вряд ли кто-нибудь осознал и сформулировал истинную причину успеха Чаплина. Но большинство зрителей почувствовало, что маленькое, смешно одетое существо — это живой человек, а не движущийся комический манекен, созданный по канонам жанра комедии пощечин. Каноны были нарушены, но успех — несомненен. Мак Сеннетт, возмущенный при просмотре материала фильма медлительностью поведения Чаплина на экране, ожидал полного провала. Восторженные отзывы прессы и кассовые показатели переубедили его. По-прежнему не понимая, в чем тут, собственно говоря, дело, и внутренне не соглашаясь с Чаплиной, Мак Сеннетт решил предоставить Чаплину относительную свободу, тем самым как бы санкционируя ставшие впоследствии знаменитыми котелок, усики, тросточку. Первое столкновение Чаплина с системой Голливуда, персонифицированной в лице «босса» студии «Кистоун» Мак Сеннетта, кончилось победой маленького комика.

«Детские автомобильные гонки» — фильм во многих отношениях примечательный. В этом фильме Чаплин дал по времени первый, черновой, эскизный набросок своего будущего Чарли. В этом эскизном наброске многое было выбрано, намечено и угадано правильно.

Характера еще, собственно говоря, не было, намечены были лишь контуры, но была найдена походка, смешная, ковыляющая, на вывернутых ногах, к походке была подобрана обувь, оправдывающая и объясняющая эту походку. Походке и обуви соответствовал костюм: поношенный, с чужого плеча. Слишком широкие брюки, поддерживаемые сложной комбинацией веревочек, крючков и булавок, узковатый пиджачок, невыносимо заношенный галстук, измазанные манжеты и манишка. И в некотором противоречии со всем этим — усики щеточкой, бамбуковая тросточка и котелок...

Все это в сумме составляло внешний облик некоего человека, характер которого в целом еще не был изучен, найден и раскрыт, но который — это угадывалось уже при первом его появлении — вне этих атрибутов существовать уже не мог.

У кого была заимствована тросточка? Кому принадлежала обувь? Чьи штаны надел в этот день Чаплин? Где он подсмотрел эту неповторимую «чаплинскую» походку уточкой, из чего была сделана пресловутая щеточка усов? — Решением этой викторины заняты вот уже сорок два года десятки исследователей творчества Чаплина. Иногда ответы на эти вопросы даются по всем правилам академического исследования, в других случаях сочиняются с легкомыслием репортера бульварной газетки. Спорят, взаимно опровергают друг друга, запутываются сами и других запутывают.

Нам кажется, что исследование биографии жилета, предыстории манишки и генеалогии штанов может лишь увести в сторону от существа вопроса.

Дело, конечно, не в костюме и не во внешнем облике, а в характере персонажа, созданного Чаплиной. Этот характер, вопреки всему тому, что по этому поводу было написано в десятках книг и сотнях статей, вовсе не был сымпровизирован на съемках фильма (кстати, весь фильм был снят в течение сорока пяти минут ). Характер экранного Чарли — результат и синтез многолетних наблюдений, сделанных Чаплиной в лондонский период его творчества. «Мой «тип»,— рассказывает Чаплин,— представляет собою синтез внешнего облика значительного числа англичан, которых мне пришлось видеть за время моей жизни в Лондоне... Я подумал обо всех маленьких англичанах с маленькими черненькими усиками, в обтянутых панталонах, с бамбуковыми тросточками, и я решился взять их себе за образец...»

В нищенских кварталах Лондона, где много лет жил и изучал жизнь Чаплин, зародился созданный им на экране забавный «кокни» — Чарли.

Костюм экранного Чарли — это чуть-чуть утрированный костюм «кокни»; поэтому-то во внешнем облике Чарли можно найти так много общего с костюмами эстрадных английских «кокни»: Дена Лейно, Денвилла, Гаса Элена и других.

Маленький человечек, трогательно серьезный в своем почти маниакальном стремлении во что бы то ни стало «попасть в кадр», и уморительно вежливый с людьми, которые его толкали, били и оскорбляли,— таким выглядел Чаплин в «Детских автомобильных гонках».

С. М. Эйзенштейн со свойственным ему остроумием утверждал, что в этом фильме было нечто почти автобиографическое: Чаплин ведь в те дни тоже стремился «попасть в кадр», «выбиться в люди», «проникнуть на экран». На экране маленькому человечку не повезло — ему так и не удалось «попасть в кадр». Чаплину — наоборот — посчастливилось: он «проник на экран».

Книга о ЧаплинеКиноведениеГеоргий АвенариусИсследователи ЧаплинаВклад в киноискусствоДетство ЧаплинаУвлечение циркомТеатральная карьераСмена театровИгра в скетчеНародные мимыФабрика смехаМолчаливые птицыАртистическая подготовкаГастроли в СШАПереходГолливудФарсыОсобенности СеннетаТипажиКонтракт с КистоунНеудачный дебют Образ бродягиПобеда пантомимыПервые фильмыЧейсДвадцать минут любвиПрерванный романУход от СеннеттаДоисторическое прошлоеИнс и ГриффитТворческая свободаМаленький человекФильм РаботаКомедия ЖизньФильм ПолицияКарменСамозванец и оценщикШедевр Тихая улицаХарактер маленького ЧарлиИммигрантМир тюрьмаТравестиThe FiremanНеобычный образХобоПодлинное лицоЧарли - жертва


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Г. Г. Авенариус. 27.09.2010, 18:07.