На главную



Rambler's Top100

В России (1779-1817).



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Документа, устанавливающего обстоятельства и точное время прибытия Кваренги в Петербург, до сих пор не найдено. Однако известно письмо Екатерины II к барону Ф.-М. Гримму, в котором царица 2 февраля 1780 г. сообщала о приезде зодчего и о том, что первую ночь ему пришлось провести на улице [19, с. 394, прим. 2]. Русская столица оказалась не очень гостеприимной по отношению к итальянской чете Кваренги, встретив ее зимней стужей, заснеженными улицами, молчаливыми громадами дворцов и тусклым светом коротких северных дней. И если сообщение царицы — не фигуральное выражение, можно предполагать, что Кваренги, прежде чем устроиться, испытал много трудностей. Тем не менее, по словам Екатерины, «это не помешало ему засесть тотчас же за один план» [19, с. 394, прим. 2].

Собор Покрова-на-Рву
Собор Покрова-на-Рву. Сепия. Фрагмент рисунка. ГЭ.

Кваренги был поражен размахом территории русской столицы, словно олицетворявшей бескрайние просторы всей страны. Здесь, в холодном Петербурге с его неоднородной архитектурой, возникали в памяти картины далекой теперь солнечной Италии. Облик своего родного города Бергамо с узкими уютными улочками, увенчивающего высокий холм, Кваренги пытался воспроизвести по памяти в полуфантастическом рисунке, так и оставшемся незаконченным.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

В городах Италии Кваренги привык видеть лабиринты кривых улиц и переулков, сохранившихся еще от средневековья. В Петербурге же все улицы и проспекты были прямые, словно «прочерчены» по линейке, и отличались большой протяженностью и завидной шириной. Огромная река и низкие ее берега почти сливались в одном уровне, и казалось, что величественные фасады дворцов поднимаются прямо из воды. Эта особенность города на Неве отдаленно напомнила Кваренги недавно покинутую им Венецию.

Незастроенные пространства площадей на южном берегу реки воспринимались продолжением невской акватории. Зимой ледяная гладь Невы превращалась в продолжение промерзшей суши, и тогда жители, закутанные в полушубки, салопы и платки, прокладывали по невскому льду санные дороги, устраивали на застывшей реке игрища и тут же черпали воду из глубоких прорубей. Все это было слишком необычным и диковинным для южного человека, и потому, пообжившись в Петербурге, Кваренги исполнил очень живой и точный рисунок панорамы застывшей Невы с балаганами, русскими горами на льду, толпами людей и быстробегущими санными упряжками.

Необычными для итальянца были и силуэты островерхих колоколен в сочетании с однокупольными объемами церквей, и живописные пятиглавые соборы. Они составляли яркие акценты, украшающие широко распластанный город. Монументальные здания группировались по берегам рек и каналов. Здания в центре города вызывали удивление своей разностью: например, витиевато-вычурный Зимний дворец и тут же за рвом и земляными валами — невысокие полуверстные утилитарно-упрощенные крылья Адмиралтейской верфи, перехваченные арочными воротами. Высокая надвратная башня увенчана позлащенной иглой шпиля. А напротив, на другом берегу величавой реки, кажется, прямо из Невы поднимаются низкие стены Петропавловской крепости, заслоняющие тело громадного собора и основание высокой колокольни со шпилем. Как раз в год приезда Кваренги развернулись трудоемкие работы по защитной облицовке кирпичных крепостных стен серыми гранитными блоками. А вскоре началась перестройка крепостных ворот, выходящих на каменную пристань. Золотой шпиль колокольни Петропавловского собора дерзновенно устремляется в почти всегда серое северное небо. Он словно перекликается через Неву с адмиралтейской «иглой», фланкируя речной фарватер.

А вдалеке, вверх по течению Невы, на берегу протянулись корпуса морского и сухопутного госпиталей, объединенные силуэтной, купольной церковью. Строго официальное, суровое, еще строящееся здание Академии художеств возвышалось в ряду дворцов с высокими крышами на естественном берегу Васильевского острова, рассеченного поперечными улицамилиниями. 

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 14.04.2010, 18:10.