На главную



Rambler's Top100

Во времена Павла I.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


На рисунке Теремного дворца из проема придуманной башни на первом плане слева выдвинуто древко с развевающимся государственным флагом. На нем аккуратно выписано: «апреля в 5 д. и 1797». Поскольку все московские рисунки исполнены с натуры, по-видимому, в один период, и на одном из них обозначена дата дня коронации Павла I, ясно, что они созданы после воцарения Павла Петровича и, видимо, для подношения ему. Побудительными мотивами для такого подношения могли быть следующие. Кваренги был одним из лиц, которых жаловала Екатерина II. Новый император же питал ненависть к матери и испытывал недоверие к лицам, приближенным к ее двору. Вот почему со смертью Екатерины и воцарением Павла I, обладавшего крайне сумасбродным характером, Кваренги мог опасаться того, что его положение в России изменится. И дабы зарекомендовать себя с лучшей стороны в глазах императора, он по своей инициативе, а может быть и по велению Павла I, выполнил демонстрационные рисунки с видами Москвы. http://juristic-help.ru/ право на обращение в суд с иском.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Незадолго до коронации Павла 1 — 4 января того же года была заключена с Мальтийским рыцарством конвенция о совместной борьбе с Турцией и с еще больше пугавшей Россию революционной Францией. Этот шаг, как известно, привел к тому, что в следующем году, после захвата Мальты Наполеоном Бонапартом, Павел I был избран великим магистром Мальтийского ордена св. Иоанна Иерусалимского, а Кваренги 18 августа 1798 г. повелением императора получил чин кавалера юстиции ордена св. Иоанна Иерусалимского. Подношение императору могло быть и актом признательности зодчего за пожалованный ему высокий титул.

Павел I
Павел I

Декоративная узорчатость, развивавшаяся в русской архитектуре начиная с уникального творения зодчих Барма и Постника — храма Покрова-на-Рву, в конце концов, воплотилась в стиль барокко середины XVIII в., уступивший, в свою очередь, место классицизму. Борьбу нового со старым и становление стиля классицизма Кваренги мог не только наблюдать в Петербурге, но и активно содействовать этому процессу своими произведениями, утверждая принципы классицизма в палладианской трактовке.

На рубеже 70—80-х гг. XVIII в. Петербург словно проснулся после кратковременного строительного затишья, вызванного турецкой войной 1768—1774 гг. Екатерина, окрыленная военными победами на юге, широко развернула репрезентативное преобразование столицы и создание мемориальных сооружений, которые должны были увековечить победы России над Османской империей. Одевались в гранит берега Невы, малых рек и каналов. Кирпичные стены Петропавловской крепости быстро скрывались за гранитной облицовкой, возводились крупные здания, придавая столице вид, достойный ее величия.

Среди построек Петербурга все чаще стала проявляться строгость архитектурных форм. Казалось, что город отказывался от сложных по рисунку украшений на фасадах дворцов и особняков, противопоставляя им простоту и тектоническую ясность ордерных, чаще пилястровых композиций с классическими пропорциями. Это было время, когда и в России происходил процесс утверждения стиля классицизма, пришедшего на смену барокко, владевшему дворцовым и церковным строительством вот уже более полувека.

Каковы же в России были предпосылки отмирания стиля барокко, так хорошо соответствовавшего абсолютизму русского самодержавия, и становления стиля классицизма? Классицизм в русской архитектуре был неизбежен, так же как он был неизбежен во Франции и затем почти во всех странах Западной Европы. И если одной из общих для всех стран причин увлечения классическими формами архитектуры явились новые открытия античности на юге Европы, то обоснования появления классицизма конкретно в каждой стране были индивидуальны. Своеобразными были предпосылки утверждения этого стиля и в России.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 15.04.2010, 16:14.