На главную



Rambler's Top100

Зарисовки античных памятников.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Эти и другие ясные и логически аргументированные рекомендации Палладио, подкрепленные разбором частей зданий, правилами пяти ордеров и, наконец, описаниями и чертежами многих значительных античных сооружений и его собственных зданий явились откровением для ищущего правду в избранном им роде творческой деятельности молодого архитектора. Именно поэтому Кваренги решил: «выбить вон уже выученные принципы... Сжечь почти все сделанные чертежи... необходимо было вступить на иной путь, чтобы добиться чего-нибудь хорошего». С тех пор, как пишет Кваренги, он стал думать только «об изучении стольких памятников выдающейся постройки, которые находятся в Риме и на которых можно научиться хорошим и совершенным приемам. Среди таких занятий я, таким образом, достиг двадцать четвертого года» [2].

Из вступительного слова Палладио к читателям Кваренги узнал, что великий зодчий избрал себе учителем и руководителем Витрувия, что он стал обмерять остатки античных построек и «сделался столь усердным исследователем, что ни один, а много и много раз предпринимал различные поездки, побывав не только в различных частях Италии, но также и за ее пределами, с целью составить себе понятие о первоначальном виде этих построек и воспроизвести их в рисунках» [53, с. 13]. Этому примеру решил последовать и Кваренги.

Отдав себе отчет, что эталоном прекрасного в архитектуре для Палладио было античное зодчество, так как древние, по словам Палладио, никогда не уклонялись от некоторых общих и необходимых для искусства правил, Кваренги тоже обратился прежде всего к великим произведениям древнего Рима. Зарисовки античных памятников и, в особенности, их тщательный обмер и воспроизведение в чертежах как основа изучения становятся главной методикой творческого совершенствования архитектурного мастерства.

Арка Августа в Римини
Арка Августа в Римини. ГЭ.

Счастливо сохранившиеся обмерные чертежи римского Пантеона могут служить примером его скрупулезного штудирования архитектуры огромного древнего здания. На многочисленных чертежах (свыше 20), выполненных как кроки от руки, в тончайшей графике, вероятно с помощью воробьиного пера, Кваренги воспроизвел основные проекции сооружения — план, разрезы, фасады и многие детали: антаблемент, капители, мутулы и др. Несомненно, что основой для работы были чертежи Пантеона из четвертой книги Палладио, однако, как свидетельствуют кроки, Кваренги сам осуществил тщательный обмер плана и всех доступных ему частей фасадов и разрезов. Детали здания, коринфские капители, орнаментированные мутулы, профили, обрамления ниш и бронзовой двери выполнены виртуозно, с глубоким пониманием всех форм здания.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Почему же объектом детального и тщательного обмера молодой архитектор выбрал именно Пантеон? Вероятно, на этот выбор решающее влияние оказала очень высокая оценка этого сооружения, данная Палладио, который писал: «В числе всех существующих в Риме храмов нет более знаменитого, чем Пантеон, именуемый ныне Ротондой, и нет более сохранного, ибо мы видим его почти неприкосновенным во всем» [53, с. 74].

Фантазия в духе Пиранези
Фантазия в духе Пиранези. АКБ.

Почти таким же Пантеон был и в середине XVIII в., однако Кваренги не мог не знать того, что один из его первых наставников — архитектор Пьер Паоло Пози в 1747 г. занимался облицовкой стен интерьера Пантеона цветным мрамором (во втором ярусе под куполом) и новая декорация прикрыла античную трактовку верхней части цилиндрической стены, обработанной ранее коринфскими пилястрами. Быть может, именно этот факт подтолкнул Кваренги промерить интерьер Пантеона, частично переделанный его учителем, и, хотя бы в чертежах, воспользовавшись данными Палладио, вернуть ему прежний вид. 

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 11.04.2010, 21:43.