На главную



Rambler's Top100

Жизнь в архитектруных произведениях.



Книга "Архитектор Джакомо Кваренги".


Добиваясь художественного единства интерьера, Кваренги выполнял проекты мебели, тоже начиная работу с эскизных набросков. Эту методику художественного творчества показывает эскиз с набросками рисунков мебели — стола, книжных шкафов и настенной декорации. Все мысли синтезировались в окончательном чертеже, выполняемом с блестящим мастерством, как это видно на проекте интерьера парадной спальни в одном из дворцов Петербурга.

Исключительный интерес для понимания творческого метода разработки парадных помещений представляет чертеж поперечного разреза какого-то роскошного зала с колоннами, в который виртуозно врисована перспектива примыкающей галереи с тонкой разработкой всех деталей внутреннего оформления глубокой анфилады.  (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru - <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)

Степень разработки в проекте окончательного оформления помещения и графическую ясность каждой детали подтверждает превосходный чертеж отделки парадной лестницы, вписанной в полукруглую пристройку какого-то дворцового здания. О феноменально развитом пространственном мышлении Кваренги свидетельствуют его многочисленные архитектурные фантазии: удивительно слаженные по композициям глубинные перспективы, из которых, быть может, рождались конкретные архитектурные образы. Перспективные рисунки являлись средством проверки того, как задуманное им здание войдет в конкретное окружение, и лишь в некоторых случаях изображенная среда была вымышленной.

Эскизный проект дома Стединга
Эскизный проект загородного дома К. Стединга в Швеции. Пример максимальной информации в эскизе на одном листе. ГББ.

Стремление Кваренги «вдохнуть жизнь» в свое произведение, представленное в проекте, побуждало его даже ортогональные чертежи — разрезы и фасады — насыщать живописным сопровождением в виде пейзажа, который иногда точно привязывал здание к реальной ситуации. Это можно видеть, в частности, на чертежах фасадов биржи, Триумфальной (Нарвской) арки. Правильно заметил В. Н. Талепоровский, что «почти на всех проектах Кваренги в пейзаже, окружающем здание, можно увидеть указание на место постройки. Это, конечно, нравилось заказчику и располагало его в пользу архитектора» [79, с. 100]. Однако делалось это главным образом из чисто художественных побуждений. Именно потому-то его чертежи имеют самостоятельную ценность как произведения графического искусства.

Иногда Кваренги охватывала ностальгия по далекой солнечной Италии, и тогда на рисунках и чертежах, выполненных в России и для русских заказчиков, появлялись силуэты кампанил и итальянских сосен — пиний. В первое десятилетие работы в России Кваренги был далек от решений больших градостроительных задач; почти все его произведения, подобно Академии наук, представляют собой здания сами по себе. Такое узкое понимание задач архитектора объясняет путь его творческого созревания. Ведь в Италии он изучал прекрасные сооружения древности, эпохи Возрождения, взятые в отрыве от архитектурного окружения.

Градостроительный подъем в Риме в конце XVI—XVII вв. был связан с барочной концепцией художественного мышления. А Кваренги, принципиальный противник барочной эстетики, выработал абсолютный иммунитет ко всему тому, что было связано с архитектурой эпохи барокко. В его сознании прочно закрепились лишь планировочные и объемно-пространственные ансамблевые системы загородных палладианских вилл, раскинувшихся в природной среде. Их-то Кваренги и воплощал в своих работах в России, когда ему случалось создавать загородные дворянские усадьбы — Завадовского в Ляличах, Камбурлея в Хотени и других.

Джакомо Кваренги / Пролог / Бергамо / История / Родина / Образование / Поиск пути / Формирование / Копирование / Палладио / Зарисовки / Признание / Реалист / Конкурс / Олимпико / Томазо и Сельва / Саркофаг / Бассано / Путешествия / Леду / Гимар / Екатерина II / Первооснова / Независимость / Рисунки / Побережье / В России (1779-1817) / На Неве / Петербуржские / Растрелли / Кремль / Шатры / Павел I / Культура и просвещение / Древность / Дворцы / Кулич и Пасха / Петергоф / Поручения / Признание / Угасание / Сотрудничество / Чертежи / Пейзажи / Вельё / Александровский дворец / П-корпус / Пропорции / Художник / Гравюра / Публикации / Мастера / Тосна / Пелле / Сокольничье / Адмиралтейства / Стасов / Триумфальные / Постройки / Торговые / Ратуша / Аничков / Гостиный / Продолжение /


Комментарии пользователей



Добавить комментарий | Последний комментарий

Читайте так же:


Пилявский В. И. Стройиздат. 18.04.2010, 21:04.